Видео

Всё видео

Наши группы
ВКонтакте
Наш канал на Youtube
Наш баннер

Красногвардеец Бийска с легендарного крейсера

Правильно ли отражена легендарная "Аврора" Великого Октября в биографиях жителей Алтая?

Изображение крейсера "Аврора", давшего сигнал к штурму Зимнего дворца, давно стало символом Великой Октябрьской социалистической революции. Крейсер, например, запечатлен на ордене Октябрьской революции, которым был награжден город Барнаул в августе 1980 года.

Давно известно и рассказано множество раз как революционные матросы с "Авроры" стали после 25 октября/7 ноября 1917 года по всей стране агитаторами и организаторами Советской власти. В разное время в наших местных изданиях упоминалось о таких людях и на Алтае, о том какое "особое внимание" проявляли к морякам контрреволюционеры. Был, например, такой характерный "рейтинг" участия в революции представителей флота и солдат-окопников: "В селе Озёрно-Куренском, Бийского уезда, были повешены бывшие матросы и избиты солдаты-фронтовики" ("Гражданская война на Алтае", Алтайское краевое издательство, 1952).

Но заслуги перед революцией мало помогли в расшифровке инициалов даже самых известных на Алтае моряков-большевиков. Например, приехавшего в Бийск Т.Т. Бачурина (1893-1963), называют в художественной литературе чаще "Тимофеем": "А еще через несколько дней начальник штаба обороны Бийска Тимофей Бачурин отдал приказ: город оставить, отрядам отходить.

— Куда отходить?— спрашивали его.
— Куда угодно: в горы, в тайгу... Важно сберечь людей..." (И.П. Кудинов "Переворот").

В специализированных изданиях Бачурин назван иначе - как "Терентий": "Бачурин Терентий Тимофеевич — бывший матрос крейсера «Аврора», член КПСС. В 1917-1918 годах — матрос одного из пароходов в Бийске, начальник отряда Красной гвардии в городе" (Гай Титов "Возникновение пароходства в Обь-Иртышском бассейне", Новосибирское книжное изд-во, 1990).

И место службы Бачурина тоже в разные годы разнилось. Например, в сборнике "Лениздат" 1967 года "Герои Октября: Биографии активных участников подготовки и проведения Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде" кораблем, где служил Бачурин, была названа "Полтава", а не "Аврора": "Бачурин Терентий Тимофеевич (род. в 1893 г.), член партии с 1917 г. Фельдфебель линкора «Полтава». В составе Гельсингфорсского отряда участвовал в штурме Зимнего дворца".

К десятилетию создания Красной Армии в феврале 1928 года Приказом РВС Республики Терентий Тимофеевич был награжден орденом Боевого Красного знамени - как "быв. командующий Бийским фронтом партизанск. движ., ныне пред. инвалидн. коопер.".

Фото дредноута "Полтава" помещено на обложке издания Игоря Федоровича Цветкова и Дениса Александровича Бажанова "Дредноуты Балтики. 1914–1922 гг." В этом издании можно прочесть про еще одного человека, связанного биографией с Алтаем: "Интересна судьба еще одного офицера служившего на балтийских дредноутах — С.П. Славинского. Сергей Петрович Славинский родился в Кронштадте 5 июня 1887 г. в семье поручика Корпуса флотских штурманов Петра Николаевича Славинского. Морской город. Морская семья. Прадед Сергея был протоиереем, а вот дед Николай Алексеевич, окончивший в 1840 г. Императорскую Медико-хирургическую академию, стал морским врачом. В 1850-е гг. он был врачом Бакинского морского лазарета, там появились на свет три его старших сына: Петр, Павел (близнецы, родились 10 июня 1851) и Порфирий (23 февраля 1855). После возвращения на Балтику служил в различных флотских экипажах, здесь в его семье появились дочери Ольга (10 июля 1 861) и Вера (15 сентября 1876), сын Семен (1 сентября 1864). В 1873 г. коллежский советник Н.А. Славинский вышел в отставку, а скончался 6 августа 1881 г., 66-и или 67-и лет от роду.

Его сыновья Петр и Порфирий стали морскими офицерами. Петр закончил Штурманское училище (1871), с 1879 по 1890 г. служил старшим штурманом на балтийских броненосных кораблях, затем командовал пожарным баркасом, в 1 896 г. перевёлся на Дальний Восток, где был смотрителем инструментальной камеры Владивостокского порта, с 1899 г. командовал брандвахтой того же порта, в 1 902-1 903 гг. исполнял обязанности помощника директора маяков и лоции, затем был членом военно-морского суда Владивостокского порта; вышел в отставку с производством в полковники по Адмиралтейству 12 июня 1906 г., скончался 21 января 1917 г. Его брат-близнец Павел окончил Санкт-Петербургское пехотное юнкерское училище и до выхода в отставку штабс-капитаном в 1880 г. служил в крепостных частях в Кронштадте. Порфирий в 1875 г. окончил курс Морского училища, а в 1880 г. — Артиллерийского офицерского класса, в 1 889 г. переведён в чины по Адмиралтейству и служил до 26 апреля 1910 г., когда был уволен в отставку с производством в генерал-майоры.

Сергей начал учёбу в Кронштадте, а когда отец перевёлся на Дальний Восток, они с мамой Анной Михайловной переехали в Петербург — ближе к старшему брату Константину, уже заканчивавшему Морской кадетский корпус. В 1900 г. в то же учебное заведение поступил и Сергей. Первым кораблём, на котором довелось поплавать юному кадету, стало учебное судно “Моряк”, за ним последовали “старики” — “Вестник”, “Князь Пожарский”, “Генерал-адмирал”, “Адмирал Корнилов” и, наконец, сравнительно новый, но столь же далёкий от современных кораблей “Верный”. И только после окончания корпуса и производства в корабельные гардемарины (20 апреля 1907 г.) Сергей попал на линейный корабль “Цесаревич”, ветеран порт-артурской эпопеи. В составе Отдельного отряда Балтийского флота, назначенного для плавания с корабельными гардемаринами, будущие офицеры обошли ряд портов Средиземного моря. В фотоальбомах, хранящихся у дочери Сергея Петровича, и сейчас можно увидеть чудесные виды Гибралтара, Неаполя, Афин, Наваринской бухты, Мармариса и многих других памятных мест. Очередные экзамены — и вот 13 апреля 1908 г. морской министр подаёт императору на подпись долгожданный приказ о производстве очередного выпуска Морского корпуса в мичманы.

Первая должность — вахтенный офицер учебного судна “Николаев” в составе Учебно-минного отряда. Затем с августа по ноябрь 1909 г. С.П. Славинский служил на яхте “Алмаз”. 31 марта 1910 г. судьба вновь забросила его на “Цесаревич” — сперва вахтенным офицером, затем, с мая 1911 г. — вахтенным начальником. 6 декабря того же 1911 г. вышел приказ о производстве в лейтенанты. Пора было выбирать специальность. В сентябре 1912 г. Сергей Петрович отправился в Кронштадт — сдавать вступительные экзамены в Минный офицерский класс. Знаний оказалось достаточно, и потянулись напряжённые месяцы занятий, а потом летних практических упражнений на уже знакомом “Николаеве”. Наконец, 5 сентября С.П. Славинский был зачислен в минные офицеры 2 разряда, после чего получил назначение минным офицером на учебное судно “Двина” (бывший крейсер “Память Азова”). В мае-июле 1914 г. в такой же должности он поплавал на “Николаеве”, с началом Первой мировой войны был переведён младшим минным офицером на родной “Цесаревич”, но в августа того же 1914 г. получил чрезвычайно лестное назначение — старшим минным офицером достраивавшегося в столице линейного корабля “Петропавловск”. 19 января 1915 г. Славинский был зачислен в минные офицеры 1 разряда.

В период службы на “Петропавловске” Сергей Петрович особенно сильно заинтересовался фотографией. Он увлекался ей и раньше, в период обучения в Морском корпусе и гардемаринского плавания, но только на дредноуте, получив в своё распоряжение отдельную каюту и имея некоторое свободное время, занялся фотоделом всерьёз. И теперь мы имеем счастливую возможность увидеть, как выглядели внутренние помещения корабля, каюты и кают-компания, офицеры и матросы, как выполнялись различные судовые работы и организовывался отдых личного состава. Конечно, фотографии были несколько идиллическими. Чумазые матросы в немыслимых “нарядах” весело улыбаются в объектив после тяжелейшей угольной погрузки!

Но размеренная жизнь окончилась после того, как вечером 3 марта 1917 г. был получен сигнал с “Императора Павла I”: “Расправляйтесь с неугодными офицерами, у нас офицеры уже арестованы”. Вскоре на “Петропавловске” сброшенным тяжёлым грузом были ранены в головы лейтенанты С.П. Славинский и Н.И. Римский-Корсаков.

Тем не менее, Сергей Петрович остался служить во флоте — сперва при Временном правительстве, а затем и при большевиках. Успел получить звание старшего лейтенанта. В течение непродолжительного времени его карьера была весьма успешна: с 23 февраля 1918 г. он был флагманским минным офицером штаба бригады линейных кораблей Балтийского моря, с 20 октября того же года — помощником главного минёра Балтики, а с 28 мая 1921 г. — помощником главного минёра в штабе Морских сил Республики! Этому не помешали ни краткий арест в мае 1919 г., ни арест в 1921 г. при “фильтрации”. И всё же в 1922 г. С.П. Славинский оставил строевую службу. С чем это было связано — уже намечавшейся обшей политикой по уменьшению числа “бывших офицеров” на флоте или личными желаниями, сейчас сказать сложно. Новым местом службы стало Управление военно-морских учебных заведений, в котором Сергей Петрович являлся то начальником одного из отделений, то помощником начальника отделения, то начальником отдела. В 1927 г. он перешёл на преподавательскую работу на Специальные курсы командного состава ВМС РККА, в которых служил до 1935 г., когда перевёлся на должность штатного преподавателя в Училище связи Морских сил РККА. К 1938 г. он уже не имел нужных знаний, чтобы вести преподавание, и являлся начальником программно-методического отдела. Аттестации его становились всё хуже. Если в конце 1920-х начальство отмечало его энергию, настойчивость, аккуратность и трудолюбие, то потом в оценках стали преобладать указания на малую активность, отсутствие знания современной жизни флота и неудовлетворительное политическое развитие. Усугубляло ситуацию и то, что старший брат, Константин Петрович, бывший капитан 1 ранга, давно уже находился в лагерях. Потому случившийся в 1939 г. инфаркт, повлекший за собой увольнение со службы, был в те годы далеко не худшим исходом.

Семья Славинских (Сергей Петрович, его жена Анастасия Константиновна и две дочери) прожили в Ленинграде тяжелейшую первую блокадную зиму, и лишь в августе 1942 г. были вывезены в Алтайский край. После войны год они прожили в Вышнем Волочке, так как их квартира была занята, но затем по суду удалось вернуть одну комнату (благодаря этому сохранились остававшиеся в Ленинграде вещи, в том числе фотоальбомы и книги, старый фотоаппарат, которым сделаны многие помещённые в этой книге снимки). Подорванное здоровье, однако, восстановить не удалось. Скончался Сергей Петрович Славинский 9 января 1949 г., похоронили его на Богословском кладбище".

***

 

Выходит не было на Алтае революционных агитаторов с легендарной "Авроры"? Историки политических событий 1917 года называли еще одно имя - матроса Ноговицина: "Ноговицын Иван Николаевич — матрос крейсера «Аврора»; в 1918 г. прибыл в Бийск из Петрограда на помощь местным большевикам; активный борец за власть Советов на Алтае; во время колчаковщины арестован и расстрелян" (Александр Николаевич Баталов "Борьба большевиков за армию в Сибири: 191 - февраль 1918", Новосибирск, "Наука" 1978).

Не забыли про Ивана Ноговицина и в наших местных изданиях: "В красногвардейском отряде Бийска состояли: матрос с легендарного крейсера «Аврора» Иван Наговицын, трюмный машинист линейного корабля «Андрей Первозванный» В. Г. Курьянов, матрос Т. Т. Бачурин и многие другие" (Петр Антонович Бородкин "Первые испытания", Барнаул, Алтайское книжное издательство, 1966).

 Подготовил Евгений Платунов, пресс-служба Алтайского крайкома КПРФ

Поделиться: 
comments powered by HyperComments
Актуально
Сторонники партии
Архив новостей
Июнь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
© 2020 Алтайский крайком КПРФ

Интернет-приёмная

Позвонить нам с сайта