Видео

Всё видео

Наши группы
ВКонтакте
Наш канал на Youtube
Наш баннер

150 лет назад родилась Надежда Константиновна КРУПСКАЯ

12710830 509695139214005 625448458768044564 o14 (26) февраля 1869 года родилась Надежда Константиновна КРУПСКАЯ. В 20-е годы она не только начала переписку со школьниками родного для ее матери Барнаула, но и внимательно следила за "новаторством" местных педагогов.

Ответ Крупской юным читателям Детской Центральной библиотеки Барнаула газета "Пионерская правда" опубликовала 12 февраля 1927 года.

17498758 695645457285638 741830931762391721 n

Но считается, что переписка Надежды Константиновны с барнаульцами началась раньше - после того, как на I Всесоюзном учительском съезде (который состоялся 12-18 января 1925 года) делегат от Барнаула Яковлева рассказала об активной работе детей по сбору книг. Эта переписка привела в конечном итоге к присвоению Детской центральной библиотеке Барнаула имени Надежды Константиновны. Переписка продолжалась десятилетие: "...В библиотеке имеется копия любопытного документа из Наркомпроса от 13 мая 1936 г. Инспектор по детским библиотекам С. Гроссман запрашивает из детской библиотеки г. Барнаула смету и производственный план на 1936 г. По ее словам, это поможет лучше спланировать бюджет детских, библиотек на 1937 г. В том же документе она благодарит от лица Н. К Крупской за первомайский привет и просит сообщить подробнее о теме готовящейся в библиотеке конференции..." (из публикации 1989 года в издании "Советское библиотековедение").

Меньше известно, что еще раньше, в 1923 году, Крупская остро отреагировала на излишнее "новаторство" в барнаульской школе-коммуне имени III Интернационала. Надежда Константиновна изучила тогда внимательно материалы "Сибирского педагогического журнала", сделав по ним рецензию.

"...Сибирский крестьянин гораздо менее консервативен, чем российский, он умеет оценить все, что приносит ему практическую пользу. Но, чтобы сибирский крестьянин научился ценить школу, эта школа должна учитывать суровую борьбу за существование и начинать не с ритмической гимнастики, драматизации и т. п., а с серьезной практической работы.

В отделе «Практика просвещения» помещены три статьи, посвященные школе-коммуне III Интернационала. Школа обслуживает 340 детей, в ней идет большая опытная работа. «Следует отметить никем не замеченную беззаветную преданность работников к своей школе, любовь, доходящую зачастую до самопожертвования, страстное желание... сохранить ее» (стр. 100).

В работе школы много нервности, много еще незаконченного, что вполне понятно. Центральным вопросом является вопрос о школьном самоуправлении. В журнале ("Сибирском педагогическом журнале", 1923, № 1 - Е.П.) помещена, между прочим, «Конституция самоуправления Алтайской губернии школы III Интернационала». Одна из статей обосновывает эту «конституцию». «Конституция» очень объемиста, распадается на главы, статьи и параграфы, и становится прямо страшно за ребят, для которых она писана, — до того эта «конституция» бюрократически отшлифована, до того она чужда детской психологии.

Возьмем наудачу любой пункт. Вот, например, глава III, статья 3, пункт 6.

«6. Отдел порядка и регистрации.

1) Отдел организуется в составе: а) выделяемого президиумом заведующего отделом и б) всех заведующих подотделами порядка и регистрации групповых коллективов старших групп.

2) Отдел есть орган законодательно-исполнительный.

3) Отдел обязан еженедельным отчетом школьному коллективу, который имеет право отмены постановлений и распоряжений отдела.

4) Отдел собирается не реже одного раза в неделю.

5) В ведение отдела порядка и регистрации входит: а) поддержание в школе дисциплины, б) регистрация посещаемости, в) выработка и наблюдение за выполнением правил о поведении и порядке в школе, г) объединение, наблюдение и инструктирование деятельности групповых отделов.

6) Отдел, разбирая нарушение своих постановлений и распоряжений и другие конфликты по отделу, имеет право (в случае, если преступление незлостное) наложения административного взыскания или наказания. Если же отдел считает преступление злостным, то дело передается в товарищеский суд.
 
Примечание. Наказания, которые может налагать отдел: предупреждение, публичное порицание, выговор и штраф в размере не свыше 500 рублей (в знаках 1922 г.)» (стр. 79).
 
И так далее и тому подобное... Бррр!..
 
Читатель, читали ли вы когда-нибудь «Господа ташкентцы» Щедрина? Помните главу «Ташкентцы приготовительного класса», где молодежь-правоведы подготовляются к профессии адвоката, прокурора и пр.? Для алтайской «конституции» надо бы тоже перо Щедрина. Ведь это писано для детей, для подростков! Не надо изучать «природу души» ребят, достаточно видеть когда-нибудь живую детвору, чтобы понять, что эта «конституция» — какое-то издевательство. Ведь один уже этот 6-й пункт, если бы он когда-нибудь осуществлялся, навсегда бы убил в детях все товарищеские чувства, превратил бы их в тринадцати-, пятнадцатилетних «человечков в футляре», неспособных становиться на чужое место и влезать в чужую шкуру, чуждых самых естественных побуждений.

Эта «конституция» не имеет ничего общего с пролетарской дисциплиной, во имя которой она якобы создана. Пролетарская дисциплина построена на внутреннем убеждении, на спаянности коллектива, а не на штрафах в 500 рублей (в денежных знаках 1922 г.); в «конституции» же все приноровлено к тому, чтобы «тащить и не пушать»...".

О школе имени III Интернационала есть отдельная статья в "Энциклопедии образования в Западной Сибири". Но там пресловутая школьная "конституция" была представлена вполне положительно:

 

"ШКОЛА им. III ИНТЕРНАЦИОНАЛА, губернская опытно-показательная школа, открытая осенью 1920 г. в Барнауле. Под нее было отведено кирпичное двухэтажное здание в нагорной части города, в бору, а под интернат — деревянный дом на берегу Оби. В 1925 г. школу перевели в здание на Демидовской площади (помещение бывшей десятой школы). 
... 
Питомцы сами выработали «Конституцию школы им. Коминтерна», где было предусмотрено все - от самообслуживания и поведения до вопросов ученического самоуправления и взаимоотношений с педагогическим коллективом.
..." ("Энциклопедия образования в Западной Сибири", том 2, Барнаул, ОАО "Алтайский полиграфический комбинат", 2003. С. 378).

Сейчас Крупскую редко вспоминают как педагога-новатора. Поэтому ее критика излишнего новаторства и реформаторства в школе, наверное, особенно актуальна и для нашего времени.

ДЛЯ СПРАВКИ

Елизавета Васильевна Тистрова родилась в Барнауле в 1843 году. Вот как о ней писала в 2010 году библиотекарь отдела развития и издательской деятельности Алтайской краевой детской библиотеки имени Н.К. Крупской Татьяна Дмитриевна Колесникова: "Долгие годы на Алтае жил и работал дедушка Надежды Константиновны Крупской по матери — горный инженер Василий Иванович Тистров. Есть и другой интересный факт: ее бабушка Александра Гавриловна (жена В.И. Тистрова) — дочь родного брата Петра Козмича Фролова. Кто не знает отца и сына Фроловых – Козьму Дмитриевича и Петра Козьмича? Имена знаменитых изобретателей и организаторов горнозаводского дела на Алтае — наша слава и гордость. Родство с ними — еще одна нить, связывающая Надежду Константиновну с Алтаем" (из статьи "Алтайские первопроходцы: Первая детская библиотека Барнаула" // "Библиотечное дело", № 5, 2010). Это фактически была цитата из предисловия краеведа Василия Гришаева к давнему изданию "Н.К. Крупская. Моя жизнь. Письма пионерам" (Барнаул, 1989).

Евгений Платунов, г. Барнаул

Поделиться: 
comments powered by HyperComments
Актуально
Сторонники партии
© 2020 Алтайский крайком КПРФ

Интернет-приёмная

Позвонить нам с сайта