Видео

Всё видео

Наши группы
ВКонтакте
Наш канал на Youtube
Наш баннер

Ленинские портреты

86189405 1442563629260480 3805132482118942720 oИх рисовали и многие жившие на Алтае художники. Но не каждый из них видел Ленина при жизни.

 

У художника-красногвардейца

Лишь одному из наших земляков-художников посчастливилось наблюдать Владимира Ильича вблизи в исторический момент провозглашения Советской власти в октябре 1917 года, во время II Всероссийского съезда Советов. Но делегат-фронтовик Николай ЕРУШЕВ (кузнец из села Бураново, ныне — Калманского района), не был тогда еще художником. По воспоминаниям близким ему людей, Николай Васильевич всегда с усмешкой вспоминал известные работы других художников, посвященные Ленину на том съезде Советов: «Не только я, а, наверное, никто в том зале и не видел красивых люстр. Потому что стояло целое облако махорочного дыма!».

10866128 372038476313006 8312993207262837280 o

Однажды много лет спустя на встрече ветеранов революции Николаю Васильевичу задали вопрос:

— А зачем вы, товарищ Ерушев, нарисовали Ленину бороду и усы? Уж кому-кому, а вам-то известно, что Владимир Ильич пришел в Смольный бритый.

Николай Васильевич ответил:

— Да ведь люди привыкли к образу Ильича. Мне посоветовали: если, мол, нарисуешь без бороды, народ не узнает Ильича.

 

У художника-баталиста

 

Еще при жизни Ленина, в 1923 году, Михаил АВИЛОВ (1882–1954) написал работу «Появление Ильича в Смольном». В начале 20-х годов Авилов жил в Барнауле, преподавал в художественном техникуме (был тогда и такой в административном центре Алтая). Видимо, из-за «неканонического» образа Ленина, когда был изображен момент появления загримированного Владимира Ильича с подвязанной щекой и в больших очках в Смольном незадолго до Октябрьской революции, эта работа известна только искусствоведам.Разумеется, в массовых иллюстрированных журналах или на открытках эта картина не тиражировалась. А как раз журнальные изображения Ильича или открытки и становились в 20-е годы в глубинке первыми портретами создателя Советского государства.

11350454 421778878005632 2144650497511423929 n

Известно, что «Появление Ильича в Смольном» Михаил Авилов написал в 1923 году для художественного раздела «Уголка Ленина» на сельхозвыставке.

Портрет — в награду

Насколько редкими тогда еще были изображения Ильича, свидетельствует рассказ старожилов Третьяковского района, записанный школьниками. Барнаульский историк Алексей СЕРГЕЕВ в книге «Факел поколений» (Алтайское книжное издательство, 1977) напомнил ту историю с «аукционным» портретом Ленина на Алтае.

Стоит привести цитату из того давнего издания полностью: «Красные следопыты села Шипунихи Третьяковского района составили летопись села и колхоза. Им стал известен один очень любопытный факт. После окончания гражданской войны бывшие партизаны окрестных сел Шипунихи, Семеновки, Первокаменки, Новоалейского, Верх-Алейки создали на берегу Алея у подножья горы Черный Камень коммуну «Красное Раздолье». В летописи у них записано так: «В первый год своего существования коммунары вырастили большой урожай. Во время уборки урожая в Рубцовске состоялся первый уездный съезд комсомола. От коммунаров на съезд поехало 5 человек во главе с коммунистом И. Е. Фоминых. В конце работы съезда выступил представитель губкома партии и объявил своеобразный аукцион на красиво оформленный портрет В.И. Ленина. При этом сказано было, что страна очень нуждается в хлебе, а поэтому плата принимается только хлебом. Была объявлена и первая ставка — сорок пудов зерна. Присутствующие представители других коммун начали прибавлять по 5-10 пудов. В конце остались представители змеиногорской коммуны «Горные орлы», села Гилева и «Красного Раздолья». От «Красного Раздолья» обязались заплатить за портрет вождя 115 пудов хлеба и получили портрет. Приехав домой коммунары поместили портрет В.И. Ленина в красном уголке, а день спустя отправили в Рубцовку 160 пудов хлеба. Обоз шел с красными флагами и охранялся вооруженными коммунарами».
Такова запись следопытов. Занесение подобных фактов в летописи следует всячески приветствовать. Это интереснейшее само по себе событие, чувствуется дух, энтузиазм 20-х годов. Но запись эта требует уточнения.
Осенью 1921 г. шла большая борьба за хлеб для помощи голодающему Поволжью. В это время, как раз в разгар уборки, 26 сентября в Рубцовске проходил 4-й съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов Змеиногорского уезда. Видимо, на этот съезд приезжали коммунары. Красным следопытам следует разыскать бывших коммунаров коммун «Красное Раздолье», «Горные орлы» и из Гилева, попытаться найти местные газеты тех лет, установить поточнее сведения об этом интересном событии, может быть, удастся обнаружить портрет В.И. Ленина».

 

В "другом Алтае"

 

В Горно-Алтайске сохранилась работа художника Григория ГУРКИНА (1870-1937) "Ойротия на пути к зветам Ленина". Художник написал об этой картине такое уточнение: "...К XVII партийному съезду в подарок написал картину "Ойротия на пути к заветам Ленина", которую областной исполком должен услать в Москву как мой подарок XVII съезду партии, или оставят у себя в Ойротии...".

Съезд проходил в Москве с 26 января по 10 февраля 1934 года. Из-за крупного изображения Ленина в сравнении с другими персонажами картину иногда сравнивают со знаменитой картиной Кустодиева "Большевик".

82357391 1416947415155435 1686784981721939968 n

Примечательно, что эта работа из обширной ленининаны создана человеком, который в годы становления Советской власти в Сибири был ее решительным противником. О событих марта 1918 года, когда был провозгашен «Каракорум-Алтайский округ» (он был образован в то время, когда большинство волостей Горного Алтая находилось в подчинении Бийского Совета), Гуркин заявлял: "...Мы чувствовали и знали, что если нам не выделиться от Бийска и его Совета, то он захватит власть на Алтае. В силу этого положения мы обсуждали как назвать нам наше выделение: уездом, округом или республикой? И пришли к такому заключению, если назвать уездом, то нами будут распоряжаться все те же Советы — если не Бийский, то губернский. Если назвать Республикой, то большевики нас разгромят и Алтай. А поэтому мы и выделились в особый округ в надежде, что против нас не пойдут отдаленные от нас губернские Советы, а от Бийского мы постараемся избавиться и уклониться. И не давать алтайцев в обиду от его насилия и несправедливости...". 

Действия отрядов "каракорумцев" против сторонников Советской власти и вся та недобрая память, которую оставили они о себе, спустя два десятилетия трагически отразилась на судьбе самого художника...

 

У волгаря-беженца

 

Никита СВЕРЧКОВ (1891–1985) родился в Поволжье, в Чувашии. В 1916 году окончил Первую Петергофскую школу прапорщиков и был направлен в учебную команду в Галицию. В начале 20-х годов, как и многие жители голодающего Поволжья, оказался на Алтае. В период с 1923 года по 1928 год Никита Кузьмич работал секретарем редакции газеты «Звезда Алтая» в Бийске. В наследии художника не один десяток работ, связанных тематически с Алтаем.

Sverchkov Lenin v Raslivwe

Один из основоположников профессионального изобразительного искусства Чувашии в 1968-1969 годах создал картину «Ленин в Разливе».

 

На деньгах и на открытках

 

Во время Великой Отечественной войны художник Альфред ЭБЕРЛИНГ (1872–1951) жил в эвакуации в Барнауле. В собрание Государственного художественного музея Алтайского края входит сейчас восемь работ Эберлинга. Ленинская тематика в творчестве Альфреда Рудольфовича не исчерпывается только одним изображением Ленина на советских банкнотах 30-х и 50-х годов. В 1929 году художник создал работу о Ленине в начале его революционной деятельности в Санкт-Петербурге — «Ленин идет в Публичную библиотеку».

75543569 1356533724530138 3984828394750607360 n

78094837 1356522707864573 7055666385745084416 o

В год десятилетия Великой Октябрьской социалистической революции столичный Гознак выпустил тиражом в 50 тысяч открытку с работы Эберлинга с изображением Ленина-рулевого. 

 

Соавтор картины о комсомольском съезде

 

В выполненной в 1950 году коллективной работе художников «Выступление Ленина на III съезде комсомола» участвовал Никита ЧЕБАКОВ (1916–1968). Никита Никанорович родился в селе Жженые Ракиты — в поселке Знаменского района Алтайского края. Сейчас территория упраздненного района «поделена» между Славгородским и Суетским районами, а исчезнувший давно поселок Жженые Ракиты в довоенный период уже относилось к третьей территории: «Жженые Ракиты Мельниковского сельсовета Благовещенского района».

18518197 727087400808110 7989005246596268627 o

10906140 371709339679253 3405236730662853371 n

43951021 1096110200566099 7681482651651276800 o

В 1951 году Никита Никанорович стал лауреатом Сталинской премии за картину «Выступление Ленина на III съезде комсомола». В 1960 году Чебаков создал работу «Ленин в Горках», в 1968 году — «Ленин у художников ВХЕТУМАСа».

 

В мозаике

 

Работы ленинианы в мозаике — важная часть творчества уроженца Михайловского района Алтайского края Якова СКРИПКОВА (1919-2016). Яков Никифорович, например, стал соавтором работы «Илья Николаевич Ульянов — выдающийся просветитель и педагог». Стенная роспись с изображением юных Александра и Володи Ульяновых с отцом появилась в 1970 году на здании Ульяновского государственного педагогического института имени И.Н. Ульянова.

23244491 811247999058716 4453111388090569028 n

 

Усилиями Якова Никифоровича в 1975 году открылась народная картинная галерея в Михайловском районе. Но в 2007 году в Барнауле его работы советского периода в краевом драматическом театре подверглись (под предлогом реконструкции) безжалостной «декоммунизации». Это, видимо, стало воплощением идей губернатора Александра КАРЛИНА о «снятии «красного пояса» с Алтайского края».

На здании краевого управления КГБ / ФСБ можно сейчас увидеть большое мозаичное панно, где вполне узнаваемы Ленин и Дзержинский. Художник Николай Зайков напомнил в 2011 году: «Панно, что на здании ФСБ  — это  произведение искусства,  вещь российского уровня по качеству. Она исполнялась в Академии художеств в Питере. Таких сейчас нет».

86176358 1442666905916819 8754092816193290240 n

 

Известно, что в 1983 году авторами самого большого на сегодняшний день барнаульского мозаичного панно стали ленинградские художники Валерий ВЫШИВАЛОВ (1939-2013) и Владимир ЯНТАРЕВ. На кафедре искусствоведения Алтайского госуниверситета почему-то уверены сейчас, что художники изобразили вместе с Лениным и Дзержинским, не председателя Всероссийского Центрального Исполкома Якова СВЕРДЛОВА (которого называли «первый президент Страны Советов»), а… Льва Троцкого!

Откровенный исторический ляп о Троцком можно прочесть в описании панно на сайте «Амител»: «Композиция панно выполнена в традиционной сюжетно-повествовательной манере. К очевидным достоинствам работы следует отнести хорошо продуманную солнечную ориентацию. Динамика света в течение дня способствует возникновению различных цветовых переходов, что позволяет существенно обогатить не только фактурный и колористический строй работы, но и облик здания в целом. Наряду с использованием в построении композиции портретных изображений конкретных исторических личностей — Ленина, Дзержинского, Троцкого авторы включили в сюжет и аллегорические мотивы (например, мотив драконоборческого подвига святого Георгия). В мозаике доминирует один цвет, становящийся солирующей партией, оттеняемой другими, неброскими цветовыми сочетаниями».

Еще один «ляп» в описаниях панно связан с художником Янтаревым. Жителю блокадного Ленинграда (он родился в июле 1940 года) «не повезло»: Владимиру Николаевичу почему-то в некоторых справках о панно норовят поставить неточные инициалы - «В.И.».

 

В год столетия Великого Октября

В БарнАуле в 2017 году на выставке "Осень-2017" были представлены две работы, изображающие Ленина. Ирина ЛЕДЕНЕВА назвала свою работу «Наша история». Картина датирована 2017 годом.

21731632 786912768158906 6006718947749119451 o

Вождь революции как бы идет к зрителю, приближаясь к мальчику на переднем плане, который держит толстую книгу «1917-2017: История».

21728692 786912991492217 1319083866079437400 o

 

Заслуженный художник Валерий МАРЧЕНКО изобразил молодого Ленина в ссылке в Шушенском. Называется работа «Сибирь сквозь толщу веков». Это старая работа, 1975 года.

В каталог выставки «Осень-2017» вошла еще одна работа, изображающая Владимира Ильича Ленина. «Возвращение» так назвал свою картину художник-коммунист Алексей Иванов (его в Барнауле больше знают под псевдонимом Снегирь Юрич).

21728135 786913214825528 6058124110465669853 n

Вот только в экспозицию выставки 2017 года «Возвращение» не попало.

Подготовил Евгений ПЛАТУНОВ, пресс-служба Алтайского крайкома КПРФ

Поделиться: 
comments powered by HyperComments
Актуально
Сторонники партии
© 2020 Алтайский крайком КПРФ

Интернет-приёмная

Позвонить нам с сайта