Видео

Всё видео

Наши группы
ВКонтакте
Наш канал на Youtube
Наш баннер

"Большинство не отрабатывает и двух месяцев"

ЯндексМолодой барнаулец рассказал в интервью для газеты "Голос труда" о проблемах персонала в компаниях по доставке еды.

В последнее время все большую популярность в больших городах приобретают сервисы онлайн-доставки еды, когда обед или ужин можно заказать по интернету, не тратя время на поход в магазин или столовую.

В прошлом году работники «Яндекс–Еды» в желтых накидках появились и на улицах Барнаула. Новые услуги стали доступны для жителей двух районов краевой столицы, однако их оборотная сторона – сверхэксплуатация наемных рабочих, которые слабо защищены трудовым законодательством. О работе в одной из служб доставки мы поговорили с Александром, барнаульским студентом-комсомольцем, вынужденным подрабатывать в свободное время.

– Как давно работаешь в службе доставки еды? Почему решил туда устроиться?

– Работаю почти полгода. Устроиться в службу доставки решил из-за, как мне казалось, удобного графика работы и возможности совмещать работу с учебой. Возникла необходимость в дополнительных финансах, так как размер стипендии слишком мал.

– Расскажи об условиях работы, какой график. Насколько удобно совмещать работу с учебой в универе?

– Условия работы зависят фактически от погоды на улице. Вся структура устроена так, что для начала работы курьер приходит на точку старта – обычно это ТЦ. На протяжении всей смены курьер обязан находиться на точке старта или рядом с ней. В случае получения заказа курьер выполняет его и возвращается на ближайшую точку для курьеров. Местонахождение работника отслеживается через GPS, так что если у курьера по каким-либо причинам проблемы с интернетом или GPS-сигналом, то у него есть 30 минут, чтобы решить проблемы, в противном случае сервис автоматически снимет его со смены. Если курьер будет находиться 15 минут не в сети, то ему позвонят и скажут, чтобы он вновь появился в сети.

– Но ведь постоянно находиться на связи проблематично. Как быть, если человеку надо, например, в туалет?

– Вне зависимости от продолжительности смены курьеру доступна лишь одна пауза длительностью в 20 минут. Но, как мне сообщали другие работники, им приходили заказы даже во время паузы.

В случае обращения в службу поддержки им говорили: ты единственный курьер в районе, и «Яндекс» очень в тебе нуждается.

– Сам график работы насколько сложен?

– График зависит от того, какие смены ты успел взять в специальном приложении. Вся работа строится именно через это приложение. Все преподносится так, будто ты, будучи курьером, сможешь взять смену, которая удобна тебе. На практике все обстоит совсем по-другому. Из-за большого количества курьеров утренние и вечерние смены расходятся очень быстро, поэтому остаются только дневные смены, и то если повезет. Смен не хватает на всех, так что нередки случаи, когда курьеры неделями, а то и больше сидят без смен. Проблема еще и в том, что смены на неделю открываются только в субботу. Если ты не успел в указанное время взять себе работу на следующую неделю, то остается либо ждать так называемых «горячих слотов», которые могут появляться посреди недели, либо надеяться, что кто-то откажется от своих смен, и ты успеешь их забрать. Но с этими «горячими слотами» имеются проблемы: они появляются за полчаса до смены, и даже взяв их себе, ты можешь не успеть прийти на точку старта.

– Зато при таком графике удобно совмещать работу с учебой?

– Что касается совмещения с работы с учебой. В первые два месяца это было возможно, так как существовали четырехчасовые смены: утренние, дневные или вечерние. Сейчас таких смен практически нет. Самая маленькая смена – пятичасовая, начинается в 18.30 и заканчивается в 23.30. Утренние смены, которые начинались в 8 утра, теперь заканчиваются в 16.00 или 13.00. Когда часть смены выпадает на первую или вторую половину дня, совмещать работу с учебой практически невозможно. Нередки случаи, когда под конец смены приходит заказ, на выполнение которого необходимо потратить минимум час. То есть курьер фактически работает лишний час, который не оплачивается.

– Есть ли штрафы за работу?

– В службе существует система штрафов: за каждую минуту, на которую курьер опоздал, из дневной выручки высчитывается рубль, но больше 35 рублей вычесть не могут. Стоит отметить, что такая система была не всегда: первое время за каждое опоздание, вне зависимости от времени, вычиталось 35 рублей. Существовал также штраф за невыход на смену или ранний уход со смены – 1000 рублей. Теперь штраф рассчитывается из почасовой ставки. Я слышал от других курьеров, что существует и штраф за то, что ты как-то не донес заказ, съел часть или не удостоверился, что ресторан положил все. Штраф в таком случае составляет 2000 рублей.

– Как обстоят дела с предоставлением отпусков?

– Об оплате отпусков и речи нет. Чтобы выйти в отпуск, нужно просто не бронировать смены на следующую неделю. Курьер сам решает, когда выйти в отпуск и на сколько времени.

– Устраивает ли зарплата? Оплачивают ли переработки? Вообще, как обстоят дела со сверхурочными?

– Говоря о зарплате, в первую очередь следует сказать о том, как она формируется. Имеется фиксированная ставка – 75 рублей в час, и эти деньги курьер получит вне зависимости от заказов. Влияет также число выполненных заказов, но схема начисления денег за заказ очень интересная. Нет фиксированной ставки за выполнение заказа, а сумма вознаграждения рассчитывается через расстояние от ресторана до клиента, и службе совсем не важно, если курьеру до этого пришлось пройти до ресторана два или более километров. За каждый километр, пройденный от ресторана до клиента, курьер получает примерно 25 рублей. При трудоустройстве говорилось о том, что за использование транспорта расходы будут возмещены, но и здесь имеется ряд подводных камней. Так, например, компенсирование проезда происходит, только если до ресторана или клиента два и более километра. Сумма компенсации составляет 20 рублей и проезд компенсируется только в одну сторону.

Если сумма за доставку заказов превышает сумму почасовой оплаты, то курьеру приходят деньги только за заказы. Если же наоборот, сумма почасовой оплаты превышает сумму за заказы, то курьеру приходят только деньги за почасовую оплату, так называемая «минималка».

Оплаты сверхурочных нет. Не важно, сколько ты отработал, фиксированная ставка 75 рублей в час остается для всех смен. Конечно, курьеры вправе сами решать, брать им смены больше восьми часов или нет, но зачастую выбора просто нет, и если человек хочет заработать, он вынужден брать больше восьми часов.

Нередки случаи, когда курьеру могут позвонить и попросить выйти раньше или продлить свою смену на час или два. Даже в таком случае работник вправе отказаться, но стоит отметить, что оператор службы поинтересуется, чем обусловлен отказ, и может попросить отложить свои дела ради лишнего часа работы. Причем звонят курьеру вне зависимости от того, сколько он отработал за день. Однажды я за один день отработал две смены суммарно на 10–11 часов, но даже в таком случае мне позвонили и спросили, могу ли я еще продлить свою смену.

– Каков состав работников службы? Средний возраст?

– В службе работают и мужчины, и женщины, в основном молодежь. Конечно, встречаются и люди 30-летнего возраста и старше, но очевидно, что такая работа в основном по силам молодым.

– Есть ли вообще проблемы с доставкой: попадание в подъезд, транспортная доступность и прочее?

– На данный момент наша служба доставки работает только в Центральном и Индустриальном районах Барнаула. Главная проблема сейчас – это улицы, не очищенные от снега и льда. Проблем с попаданием в дома в основном не возникает: даже в случае неисправности домофона всегда можно связаться с клиентом, и он, в свою очередь, сам выйдет и заберет заказ. Транспортная доступность затруднена в районах частного сектора, где просто зачастую не ходят автобусы.

– Кто в основном заказывает еду? Бывали случаи отказов? Что тогда делаете?

– Еду заказывают самые разные люди, но в основном молодежь и люди до 40 лет, а также работники офисов. Случаев отказа от заказа фактически не было. Бывало, отменяли заказ до того, как я приходил в ресторан, а также был случай, когда из-за холода мой телефон сел, и пока я дошел до ресторана, заказ передали другому курьеру. В целом заказы отменяются до того, как курьер приходит в ресторан или забирает заказ.

– Каковы недостатки работы в этой сфере?

– Первый и самый главный недостаток – это зарплата. За восемь часов работы курьер получит всего 600 рублей плюс пара рублей за заказы, которых может и не быть. Существует также неадекватная система расчета времени, за которое курьер должен дойти до ресторана и от ресторана до клиента. Был случай, когда в вечернюю смену пришел заказ из ресторана, который находится на другом конце города, а приложение требовало добраться до него за 25 минут – и это с учетом того, что общественный транспорт уже перестал ходить. Конечно, такого рода эксцессы можно оспорить в службе поддержки, подкрепляя доказательствами в виде скриншотов. Но все это не так просто.

– Эта служба – интернет-сервис. Есть ли у нее представительство в городе?

– В Барнауле существует один офис, в котором курьер бывает пару раз – на собеседовании, при успешном прохождении которого сразу же получает рабочие принадлежности, и в таком случае до самого увольнения курьер больше не появляется в офисе.

– В Москве большой резонанс вызвал случай со смертью курьера. Что говорят и думают об этом другие сотрудники? Есть ли какие-то формы самоорганизации работников в вашей сфере?

– Признаться честно, пока каких-то речей, которые бы осуждали политику компании, не было. Подобная работа многим удобна из-за гибкого графика: если не в состоянии выполнять работу, можешь уволиться, когда захочешь. И большинство курьеров не отрабатывает и двух месяцев, в связи с этим, увы, ни о какой самоорганизации и борьбе за улучшение условий труда речи пока не идет. Людям проще уйти искать лучшую работу, чем пытаться закрепиться в компании на лучших условиях. И руководство компании это, очевидно, вполне устраивает.

Подготовил Павел ЧЕРНЫХ, г. Барнаул

Источник: "Голос труда", 13 марта 2020

 

 

Поделиться: 
comments powered by HyperComments
Актуально
Сторонники партии
Архив новостей
Апрель 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
© 2020 Алтайский крайком КПРФ

Интернет-приёмная

Позвонить нам с сайта