Видео

Всё видео

Наши группы
ВКонтакте
Наш канал на Youtube
Наш баннер

Наш земляк в июне 1945 года охранял небо Парижа

30571544 891311401052375 9202262663636728899 nИсторик авиаполка "Нормандия-Неман" Сергей ДЫБОВ уточнил биографию воина из Тюменцевского района Алтайского края.

75 лет назад, в июне 1945 года, прозвучал последний звонок – по настоянию де Голля всех пилотов «Нормандии-Неман» было принято решение отпустить во Францию. Де Голль настаивал, что во Франции ему нужна боеспособная часть. Учитывая его натянутые в то время отношения с союзниками, агрессивные аппетиты на Саар и Рейнланд, ему действительно нужна была армия. А учитывая взаимоотношения между союзниками и то, что во Франции стояла американская армия, и СССР не мешала лояльная французская часть.

Судьба полка определилась не сразу. Вначале предлагалось его расформировать в связи с окончанием войны. Так же как поступили с двумя другими полками авиадивизии «Франция», находившимися в Туле. Но затем, как авиаполк, покрывший себя беспримерной воинской славой, его решили сохранить на авиабазе в Тулузе, и укомплектовать французскими самолетами....

Отправка была запланирована на 11 июня из Москвы через Тегеран-Каир-Тунис-Алжир-Марсель в Париж. Пилоты дивизии «Франция», находившиеся в Туле, должны были быть отправлены через Бухарест на Вену-Париж.

По просьбе французской военной миссии еще два летчика Жак Андре и Марсель Лефевр (посмертно) были награждены званием Героя Советского Союза. Представление на звание Героя для Роже Соважа не было утверждено... Роже Соваж и Пьер Матрас были награждены орденами Александра Невского. Орденом Боевого Красного Знамени был награжден генерал Эрнест Пети, глава французской военной миссии в СССР в течение войны.

Указом от 4 июня 1945 г. полк «Нормандия Неман» был награжден орденом Александра Невского. Все пилоты были награждены медалями «За победу над Германией» и те, кто принимал участие в последних боях, медалью «За взятие Кенигсберга».

По неизвестной причине не была удовлетворена просьба французской военной миссии о награждении орденом Александра Невского командира полка «Нормандии-Неман» подполковника Дельфино и командира дивизии «Франция» подполковника Пуяда. Оба они получили ордена Александра Невского только в 1965 году в честь 20-летия Победы.

5 июня пилотам объявили о решении Верховного Главнокомандующего Красной Армии об отправке полка «Нормандия-Неман» во Францию на своих боевых самолетах Як-3. Самолеты передавались советской стороной в качестве подарка:

«Президенту Временного Правительства Франции
Ваше послание от 2 июня получил... Французский авиационный полк "Нормандия-Неман" находится в Москве и готов к отъезду во Францию... Я считаю естественным сохранить за полком его материальную часть, которой он пользовался на Восточном фронте мужественно и с полным успехом. Пусть это будет скромным даром Советского Союза авиации Франции и символом дружбы наших народов. Прошу принять мою благодарность за хорошую боевую работу полка на фронте борьбы с немецкими войсками.
Иосиф Сталин. 5 июня 1945 г. »

Кроме того Сталин сделал еще один жест – долг Франции СССР, которым по просьбе французской стороны, было принято денежное довольствие, выплачиваемое пилотам во время войны, был аннулирован. Кроме того всем пилотам и семьям погибших летчиков было выплачено денежное вознаграждение равное 100% их денежного довольствия за время службы в СССР. Общая сумма выплат составили 236 тысяч долларов. На содержание полка во время войны было потрачено около 4 миллионов рублей.

 

15 июня 1945 г. «Нормандия-Неман» на 42 самолетах Як-3, 40 боевых и двух командных, покинула СССР, завершив свое героическую эпопею второй мировой войны.Самолеты были специально подготовлены к вылету, коки раскрашены в цвета французского флага, а на борту всех самолетов была нанесена белая стрела.....

В Штутгарте на самолетах были закрашены красные звезды на хвостах и нарисован знак «Сражающейся Франции» Шарля де Голля – лотарингский крест...

Источник: severr.livejournal

20 июня 1945 г. состоялся последний перелет Штутгарт - Сен-Дизье - Ле Бурже. В Сен-Дизье осталось три самолета из 48, покинувших СССР (бомбардировщик сопровождения остался еще в Праге).

В 18:30, сделав круг над Парижем, полк в составе 39 Як-3, одного Як-6, и трех транспортных "Дугласов" с багажом и советскими механиками, приземлился на аэродроме Ле Бурже, в то время основном парижском аэропорту...

fd479219bb65

42 пилота, из них 20 последнего пополнения, не принимавшего участия в боя. И 60 советских механиков, ибо полк в качестве боевой единицы продолжал нести службу по охране неба над Парижем, а других механиков в его составе на тот момент не было. А также 24 механика инструктора для подготовки французского персонала на замену. Кроме того на тот момент уже был согласован вопрос о поставке 100 истребителей Як-3 для вооружения 2-х полков французских ВВС.

Полк встречали комендующий ВВС генерал Буска, создатель ВВС "Свободной Франции" генерал Вален, посол Франции в СССР генерал армии Катру, министр аэронавтики Шарь Тийон, посол ССР во Франции Александр Богомолов, военный атташе СССР кавалер ордена Почетного Легиона генерал Суслопаров., и другие...

Всего французские летчики на советско-германском фронте совершили более 5249 вылетов, провели 869 воздушных боев, сбили 273 и повредили 80 самолетов противника. 4 пилотов Марсель Альбер, Ролан де ля Пуап, Жак Андре и Марсель Лефевр (посмертно) были удостоены звания Героя Советского Союза.

34 пилота «Нормандии» погибли, 8 пропали без вести, 9 получили тяжелые ранения. Четверым повезло вернуться из плена. Пятнадцать пилотов погибли уже после окончания второй мировой войны.

Для сравнения, авиагруппа №1 «Эльзас», созданная на год раньше «Нормандии-Неман», за войну совершила 4500 боевых вылетов, сбив 32 самолета противника.

Источник: severr.livejournal

Николай Владимирович АРТАМОНОВ (1922-1995), призывник Тюменцевского РВК Алтайского края, был механиком у летчика полка "Нормандия-Неман". Из наградного листа Николая Владимировича можно узнать, что он отвечал за самолет уроженца Тулона Пьера ДУАРА / Pierre Douarre (1914-2009).

30571544 891311401052375 9202262663636728899 n

30530638 891311124385736 6784741482566351630 n

30073546 891310014385847 6309704711088735290 o

29872315 891310061052509 340241332460983476 o

 

Сергей Дыбов уточнил: "Дуар был из тех, кто приземлялся в Ле Бурже, в таком случае его механик должен был быть вместе с ним во Франции".

Еще одному авимеханику "Нормандии-Неман" призывнику из Троицкого района Алтайского края Владимиру АНОХИНУ нашлось место в давней книге о полку "Нормандия-Неман".

"...Вдруг появились Пуйяд и Лебединский. Остановились в сторонке, прислушиваются. Агавельян внутренне стушевался, но сворачивать начатое не стал: слишком уж горячий, деловой разговор завязался. По собственному опыту он знал, что от такого разговора будет большая польза.
Лебединский между тем переводит Пуйяду выступления. По их содержанию, по столу президиума, накрытому красной материей, по тому, что ведется протокол, оба догадались, что здесь происходит.
Пуйяд обратился к Агавельяну.
— У вас собрание... Нарушаете договор.
— Вы правы, товарищ майор, у нас идет собрание. Открытое. Толкуем о нашей с вами боевой работе. Можете присутствовать. Не понравится — закроем.
Пуйяд был не из тех, кто из-за уязвленного самолюбия, ни с чем не считаясь, принимает скоропалительные решения. Он кивнул головой: мол, согласен, послушаю. Ему и Лебединскому сразу уступили место на скамейке.
Прения продолжались.
Слово взял механик Пуйяда.
Сержант Василий Ефремов сначала говорил о собственной оплошности, вызванной спешкой. Заверил всех, что ничего подобного впредь не допустит. Затем обрушился на Капралова — механика самолета де ля Пуапа:
— Как ты, Александр, можешь оправдывать свою неряшливость, за которую упрекал старший инженер? Да у тебя и сейчас пуговицы на комбинезоне еле держатся. Ну, оторвется одна из них, укатится, забьется между тросами — заклинит рули управления. Из-за тебя может погибнуть прекрасный пилот, наш большой друг. Представь себе такие последствия — слова не вымолвишь в оправдание. Наш комсомольский долг — ежедневно обеспечивать летчикам абсолютную надежность боевой техники.
После этого выступления Пуйяд заявил, что желает послушать и других ораторов.
Дальше объектом критики стал сержант Анохин — по его вине чуть не разбился самолет. Тот самый «дар православной церкви», который лишний раз символизировал патриотизм советских людей. (Пьер Пуйяд втайне вынашивал мысль в лучшие времена доставить этот «як» в Париж — как историческую реликвию). Анохин не проверил надлежащим образом крепление замка шасси, и на посадке машина получила повреждения. В этом была виновата служба Агавельяна, а конкретно — Анохин. И вот теперь он сполна получал на орехи от своих же товарищей.
Пуйяд впервые встречался с такой практикой и впервые начал осознавать, что десятки самых грозных приказов не могут сравниться с этим собранием по своей эффективности и силе воздействия на человека.
Анохин то бледнел, то краснел, наконец взмолился:
- Товарищи, пусть у меня отсохнут руки, если еще раз допущу такой промах!
Ко всеобщему удивлению, слова попросил Пуйяд. Был он предельно лаконичен:
- Если механик надежен, летчик не волнуется в полете. А что недавно случилось с Лефевром? Все улетели на задание, а он остался. Почему? Пушка перед этим дважды отказывала. Пилот потерял веру в механика по вооружению. Я сказал об этом Агавельяну, а кому еще жаловаться, не знал. Теперь знаю: партийно-комсомольскому собранию... Потихоньку, пусть никто об этом не знает, проводите такие собрания хоть каждый месяц. Я буду только благодарить за них". (Владимир Дмитриевич Лавриненков, Николай Николаевич Беловол "Шпага чести: повесть о полке "Нормандия - Неман", изд-во полит. лит-ры Украины, 1980).

Подготовил Евгений ПЛАТУНОВ, пресс-служба Алтайского крайкома КПРФ

Поделиться: 
comments powered by HyperComments
Актуально
Сторонники партии
Архив новостей
Июль 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
© 2020 Алтайский крайком КПРФ

Интернет-приёмная

Позвонить нам с сайта