Видео

Всё видео

Наши группы
ВКонтакте
Наш канал на Youtube
Наш баннер

Будить душу народа

В салоне «Открытое небо» Барнаульской городской библиотеки имени Владимира Башунова в ноябре – декабре 2015 года работала фотовыставка «Земли моей откровения». Автор ее журналист и коммунист Виктор Тишков в очередной раз показал зрителям красоты родной алтайской природы. Сегодня он делится с нами своими размышлениями.

- Грусть приходит и уходит, а мечты остаются. Завершилась еще одна персональная фотовыставка, двенадцатая по счету. Наверное, последняя. Она подвела итоги почти двадцатилетней работы с фотоаппаратом. Картины составлены в угол спальни, занимая почти ее третью часть. Жена велит идти на базар, продавать. Около 60 штук. За каждой стоят часы, а иногда и целые дни раздумий, поиска, философского осмысления мира.

Меня часто спрашивают: почему опять природа, скучно же? Я говорю, что природа многогранна, многолика. Она никогда не бывает скучна. Потому, что она создала человека, она его окружает на протяжении жизни, и в лоно природы он возвращается в конце пути в том или ином виде. А то, что мне удается заснять, уловить в окружающем мире, отразить в своем творчестве - это только часть природы под названием «Пейзаж». Были у меня на фотографиях и портреты, и дома, и корабли, и самолеты. В интернете, в прессе публиковались работы о пожарах и их последствиях, свалках и загрязнении рек. Но любимым делом оставалось и до сих пор остается пейзаж. Иной раз долго выбираешь точку съемки, ждешь нужного освещения, дрожишь от нетерпения и вдруг – вот оно, явилось чудо.

Так было однажды на обской протоке недалеко от города. Приехали на рыбалку рано. Туман стелился по воде. И тишина стояла неимоверная. Товарищ надул лодку, выплыл на середину реки. И даже скрылся в тумане. А потом небо вспыхнуло, яркий солнечный меч резанул через вершины деревьев по водной глади, по клубам тумана. Все заискрилось, засверкало, налилось алым цветом. Я только успевал щелкать затвором. Несколько секунд длилось это, потом рванул ветер, на солнце навалилась туча. И чудо кончилось. Свою картину я назвал «Утреннее кипение в протоке».

И о названиях. Многие спрашивают: откуда у меня такие «говорящие» названия? В журнале отзывов о выставке это подчеркивают Галина Духина, семья Моисеевых, Макар Стоян и другие. 

Отвечу так: над некоторыми названиями приходится «попотеть», другие приходят сразу. Название выставки: «Земли моей откровения» всплыло после того, как мне предложили показать свои работы в салоне. В этом названии, как мне кажется, есть все, с чем я иду к людям, к зрителям. Душевность, поэтика, доверительность, основательность. А основой своего творчества я выбираю землю, с ней подчеркиваю свою родственную связь.

Вообще у каждого художника, фотохудожника есть главная задача - показать свое отношение к четырем важнейшим стихиям: земле, воде, воздуху и огню. Если он в своих работах сумеет выразить всю глубину, красоту этих стихий, то зритель ему поверит. Пойдет за ним. Об этом я неоднократно рассказывал на всех своих выставках, при встречах со студентами, школьниками.

Часто в пейзажах у меня едва ли не главным объектом выступает вода. Она в разных видах. Где-то в виде снега, инея, льда, пара или тумана, черной, голубой, красной воды. В соцветии радуги, в сочных ветвях дерева, в зелени травы. Вода уравновешивает пейзаж, открывает порой сокровенное. Есть вода, есть жизнь, гармония, умиротворение.

Присутствие воды чувствуется в названиях: «На озере Крючном», «Протока Малышевская», «Осенний озера наряд», «Берег осени». 

С одним зрителем у меня вышел спор возле картины «Отражения осени». Он заявил, что неправильный ракурс выбран. Пейзаж получился несколько приподнятым, центр смещен. Арбитром выступил художник Алексей Дрилев. Он категорически отмел критику, заявив, что эта картина отвечает всем требованиям композиции. Центр находится не на уровне берега реки, а в тени куста. Именно в результате этого в отражениях в воде мы получаем больше информации о деревьях на берегах.

Мне думается, что мир отражений более хрупкий, более тонкий, чем окружающая действительность. Чуть тронь, хлопни по воде – и все рассыпалось. Так же и в зазеркалье. Вроде бы все знакомо, все понятно, но есть налет мистического, таинственного. Не случайно, разные гадания под Новый год проводятся возле зеркала. Символом гармонии в мире для меня выступает спокойная гладь воды. По ней я определяю, каким будет мир, сколько времени осталось у человечества…
А другой зритель задал вопрос по поводу картины «Берег осени». Где, мол, в ней философское осмысление и разве у осени есть берега? 

Почему то тогда не шли убедительные слова. А сейчас после некоторых раздумий подчеркну, что да, есть такие берега. У осени, как и у реки, есть определенные ограничения. Они выражаются в разительных изменениях природы. Вода-вода и вдруг твердый берег – такова река. Появление желтых кос у деревьев, снежок и первые морозы – признаки осени. На картине обской берег, заросший кустами и березами. Деревья в ярком осеннем убранстве, а на песчаной кромке белый снежок. Линии горизонта нет, ее заменяет синее полотно воды. Она спокойна, она безгранична, по крайней мере, с одной стороны. Другого берега нет, но картина кажется законченной. Есть берег реки с признаками осени, есть пространство физическое и временное. Жизнь течет, все меняется, и каждое дерево, кустик, каждая песчинка имеют здесь место быть. Надо только видеть это, понимать и беречь. Потому что каждое из них ценно, важно для природы, важно для человека.

Вот и я стою на этом берегу, достиг своей осени. Еще не жду переправы на другую сторону. Мне здесь все дорого и любо. Матушка-Обь, как символ границы жизни, река Стикс, где на другом берегу иной мир. 

Некоторые товарищи заявляют, что они сегодня не только не успевают замечать что-то в природе, отдохнуть и то не успевают. Утомительная работа, погоня за деньгами, постоянные стрессы высасывают жизненные силы. Проклятый капитализм как тяжелое ярмо на человеке. Животные инстинкты, страх и боль стали непременными атрибутами современного общества. Разве об этом были лучшие мечты человека?

Похоже, мы дали себя обмануть повсеместно. Встав на рыночный путь, оказались во власти капитала. Природу-матушку от массы людей власть закрыла частоколом запретительных законов, где неприступными башнями встали Кодексы о лесе, о воде, о земле. И теперь не подойти-не подъехать к красивому берегу, озеру, не полюбоваться корабельными соснами. Частная собственность раскинула свои владения.

За примерами далеко ходить не надо. Вспомним озеро Ая, берега Катуни, лечебные соляные озера Кулундинской степи, долины и ущелья Горного Алтая, отгороженные заборами и колючей проволокой.

Выступая против ограничения, сокращения жизненного пространства российского гражданина, художники-патриоты, писатели пробуждают людей от спячки, побуждают к борьбе за лучшую жизнь. Активная жизненная позиция ратоборцев духа заслуживает поддержки КПРФ, говорил в своих выступлениях неоднократно председатель партии Геннадий Зюганов. И я, в связи с этим, подчеркну, что нигде в официальной прессе в крае (кроме нашей партийной печати), ни по телевидению даже слова не было сказано о том, что Виктор Тишков вновь выставил свои работы для всеобщего обозрения. Не сказали, потому что власть боится свободной мысли, боится коммунистов.

Фото автора: «Утреннее кипение в протоке», «Отражения осени». 
На заставке - фото С. Мягких «Фрагмент выставки Виктора Тишкова»

Поделиться: 
comments powered by HyperComments
Актуально
Сторонники партии
© 2020 Алтайский крайком КПРФ

Интернет-приёмная

Позвонить нам с сайта