Молодые коммунисты уже не в первый раз приглашаются на дискуссионную площадку, где могут донести до учащейся молодежи марксистскую позицию по тем или иным проблемам современности. На этот раз темой стала культура общения, а точнее – проблема употребления мата в речи.
Студенты медицинского колледжа и гости высказывали свои позиции по этому вопросу. Рассматривались источники ненормативной лексики, исходя из генезиса и развития языка, причины употребления мата, в том числе отсутствие должного образования, воспитания и др.
Молодые коммунисты провели диалектико-материалистический анализ проблемы мата. Так, на политэкономический базис в своем выступлении обратил внимание Данила Букин, первый секретарь Бийского горкома комсомола:
– Ненормативная лексика является следствием объективных психологических и политэкономических условий воздействия на психику человека. Бессмысленно и даже вредно запрещать ненормативную лексику административными путями, они лишь усугубят положение и использование данных выражений. Нужно бороться не со следствием, а с причинами их возникновения, то есть с базисом. В наше время ненормативная лексика имеет яркое проявление во всех аспектах нашей культуры, а культура является надстройкой, поэтому нужно изменить базис – политэкономическую структуру. Рассуждение о том, что нужно запрещать песни с матом и другой бранью, является крайне ошибочным. Искусство – зеркало действительности, а значит, нужно менять действительные условия, в которых находится общество. Впоследствии, с развитием общества, согласно закону соответствия производственных отношений характеру производительных сил, а надстройки – базису, ненормативная лексика в массовом своем проявлении должна будет отпасть, как ненужная функция в обществе, сохраняясь лишь в частностях.
– Моя точка зрения основывается на том, что нецензурная брань является неотъемлемой частью самого общества, – заявил секретарь по развитию медиаресурсов ЛКСМ РФ г. Бийска Макс Семенов. – Немного окунувшись в историю, можно выяснить, что брань зародилась в период рабовладения, когда мат, с одной стороны, применялся как средство угнетения, с другой стороны, как средство для выброса эмоций. Но со временем масштабы применения мата только возрастали. Как я считаю, любая экономическая система посвоему влияет на общество, на речь людей. Сама по себе речь – это тоже часть общества. И о современном обществе можно судить также по нецензурным выражениям, получившим широкое распространение.
Левый активист Виктор Мосунов подытожил выступления товарищей:
– Во-первых, не существует мата вообще, а существует мат в конкретных обстоятельствах. Непроизвольный мат человека, уронившего кувалду на ногу, мат для выражения эмоций в искусстве или мат для унижения другого человека – все это представляет собой разные явления, вызванные разными причинами.
Во-вторых, борьба с матом, как правило, есть борьба со следствиями его причин и не затрагивает их самих. Одной из основных причин мата является отчуждение человека: отчуждаясь от предмета труда, человек отчуждается от трудовой деятельности и, относясь к труду отчужденно, только как к средству существования, без самореализации, человек отчуждается от своего различия с животным. А так как труд – результат социальных отношений, человек отчуждается и от этих социальных отношений (атомизация общества). Это невротизирующая ситуация, вызывающая употребление бранных слов.
Далее. Борьба с тем типом мата, который является одним из возможных типов иррационального ответа на подавляющую механистичность мира, невротизирующую человека, приводит к выплеску агрессии в других формах, как правило, более жестоких. При невозможности обойти запрет человек пытается выпустить пар в драке или ином деструктивном поведении, вплоть до расстрела окружающих.
Следовательно, не имеет смысла бороться с матом административными методами, за исключением запрета его использования госслужащими на местах работы. В сфере бизнеса при отсутствии монополии мат снижает конкурентоспособность этого бизнеса, образуя механизм саморегуляции, делая административные меры избыточными.
Соб. инф.
Не найдено рубрик для подписки.