И разруху победим!

Депутат фракции КПРФ в АКЗС, заместитель председателя комитета по аграрным вопросам Вячеслав Лаптев в большой аналитической статье рассуждает о проблемах развития малого предпринимательства в области сельскохозяйственного производства и о путях их решения. Сегодня есть достаточно возможностей для преодоления введенных против России санкций, а также для создания рабочих мест на селе. Не хватает только одного – государственной воли.

От колхозов – к фермерству и запустению

В селе постоянно сокращается численность населения из-за отсутствия занятости. Колхозы и совхозы прекратили свое существование, а «идти в бизнес» селяне не хотят. А сколько мы потеряли с уходом коллективных хозяйств? Они были разнонаправленными в своей деятельности. Выращивали зерновые, бобовые, масличные культуры. Картофель, овощи, бахчевые, плодовые и ягодные культуры. Занимались мясным и молочным скотоводством, свиноводством, птицеводством, коневодством. Частично имели мощности для хранения и переработки произведенной сельхозпродукции: мельницы, крупорушки, комбикормовые заводы. Работали и сушилки для плодов и ягод, цеха для консервирования овощей и фруктов, маслозаводы и колбасные цеха. Это обеспечивало занятость сельского населения круглый год.

Сегодня ситуация изменилась. На смену колхозам пришли фермеры, которые в основном выращивают зерновые, зернобобовые и масличные культуры. Их деятельность узконаправлена. При этом они показывают высокую эффективность, которая связана с тем, что занятая ими сфера деятельности сама по себе достаточно доходна. Пришли новые технологии в растениеводство (методы посева, обработки почвы, эффективные средства защиты растений). В этой сфере минимальная нужда в кадрах, их занятость сезонная, что сокращает затраты на оплату рабочей силы. Произошел также рывок производительности труда. Три современных зерноуборочных комбайна заменяют в среднем десять старых комбайнов СК-5 «Нива». Это означает, что семь из десяти рабочих мест в селе просто исчезли только в полеводстве. Про другие отрасли говорить вообще не приходится, стоит только посмотреть на цифры постоянного снижения поголовья скота и свиней.

Все это, естественно, спровоцировало трудовую миграцию и урбанизацию. Да и в городах работы не так много, на всех не хватает. Поэтому людей в селе необходимо занять.

Для работы на селе

На мой взгляд, нужно принять ряд мер. Но это тот случай, когда не обойтись без государственного участия. Например, у нас есть управление по развитию предпринимательства под руководством Александра Евстигнеева. Управление курирует программы, которые компенсируют часть средств, потраченных на покупку оборудования, и дают кредиты с очень выгодной процентной ставкой.

Что касается компенсации затрат на оборудование, то в этой части все хорошо работает. Есть лишь пожелание, чтобы средств на эти цели выделялось больше. А вот с дешевым кредитом не все так просто. Для дешевого кредита нужен залог. Это, например, недвижимость. Сельские усадьбы неликвидные и в залог не идут. В залог может пойти только недвижимость в райцентре или городе. Это ставит сельчан в неравные условия с остальными участниками рынка. Допустим, у селянина есть квартира в городе, он отдал ее в залог и, получив дешевый кредит, начал заниматься животноводством. Но этот кредит не учитывает простого производственного цикла без самовоспроизводства стада, не говоря уже о сложном цикле, который подразумевает воспроизводство стада за счет маточного и ремонтного поголовья. Купленные на кредитные средства бычки на доращивание покроют все затраты и принесут доход только через полтора года, а проценты и тело кредита нужно платить уже через месяц после получения. Это означает, что льготный госкредит хоть и есть, но его нужно дорабатывать как в части условий предоставления, так и в порядке исполнения обязательств заемщика. Если только этот кредит будет адаптирован под животноводство, то он станет очень востребован и мы в ближайшие дватри года увидим в Алтайском крае рост поголовья скота.

Кроме того, чтобы доход в животноводстве был прогнозируемым, необходимо квотировать объем фуражного зерна для обеспечения кормами животноводов нашего региона. Это создаст условия для стабилизации цен на комбикорма.

Убежден также, что программу минсельхоза «Агростартап» нужно наполнить финансовым содержанием, адекватным запросам нашего региона. В этом году начинающим фермерам-животноводам давали примерно по 4 млн рублей. Общее количество средств на программу было заложено порядка 90 миллионов рублей. То есть за этот год на весь край было создано чуть более 20 фермерских хозяйств. Это же капля в море.

Перспективы овощеводства

Есть еще одно направление работы в сельском хозяйстве, очень выгодное, но которое пребывает в упадке. Это овощеводство. Последние пару лет не утихает шум вокруг стоимости так называемого «борщевого набора». Маржинальность в овощеводстве значительно выше, чем, например, в выращивании зерновых, бобовых и масличных культур, но крупные фермеры не развивают это направление по ряду причин.

Первая причина – это отсутствие орошения. В период развала коллективных хозяйств в 2000-е годы почти все мелиоративные сооружения были демонтированы. Поливные трубы сдали на металлолом. За плотинами прудов никто не ухаживал, и они пришли в негодность или их смыло из-за отсутствия контроля уровня воды в период паводка. А плотина – это сложное и дорогое гидротехническое сооружение. Без мелиорации овощеводство в масштабах крупного фермерства невозможно.

Вторая причина – это сложность хранения овощей. Чтобы построить современное овощехранилище с приточно-вытяжной вентиляцией на одну тысячу тонн, нужно инвестировать 250 миллионов рублей. Окупается это за восемь лет. Но где взять такие деньги? Кредиты в банках дороги.

Третья проблема – это низкая механизация обработки овощных полей. Нужно задействовать много рабочих рук, а состоявшийся фермер привлекать большое количество низкоквалифицированных кадров просто не захочет.

Импортные и отечественные семена

Есть еще одна проблема, из-за которой не развивается наше овощеводство. Это проблема реализации продукции, которая, в свою очередь, упирается в «семенной вопрос». Торговые сети не хотят работать с местными производителями, использующими российские семена. Например, семена капусты российской селекции дают вилок от трех до пяти килограммов, а сетям нужен стандарт от двух с половиной до трех килограммов. Такой четкий стандарт вилка капусты можно выдержать, работая только на импортных генно-модифицированных семенах. Или, например, все же пробовали помидоры, купленные в торговых сетях? Они напоминают пластик по своей консистенции и практически не имеют запаха и вкуса. Но с точки зрения сетей такие помидоры и нужны, так как они не портятся. И это тоже результат генной инженерии. Наши помидоры вкусные и полезные, но сетям этот показатель не интересен.

С импортными семенами в условиях санкционного давления мы далеко не уйдем. Да и зачем нам нужно покупать импортные семена и поддерживать таким образом зарубежных производителей, когда у нас в Барнауле есть своя замечательная Западно-Сибирская картофелеовощная опытная станция? Ее ученые вывели прекрасные сорта всех необходимых для здорового питания овощей, адаптированные к суровому климату Сибири.

В чьих интересах?

По всем этим причинам крупные фермеры не занимаются овощеводством, зато здесь возникает необъятное поле деятельности для мелких производителей в селе. Немного помогает и минсельхоз. Погектарная поддержка от минсельхоза составляет от 12 до 30 тысяч на гектар. Компенсируется 40% цены купленной техники для обработки овощных полей – это, пожалуй, самая ощутимая помощь. Стандартный сельский огород составляет примерно 50 соток. Да и по соседству десятки таких огородов брошены. А каких-то 20 лет назад все эти огороды еще обрабатывались. Как правило, такие небольшие площади можно обработать небольшими тракторами типа Т-25 с прицепными агрегатами и даже мотоблоками. Значительный плюс заключается в том, что огороды эти находятся в черте населенного пункта и там есть водопровод для полива небольших площадей. А если сохранился пруд, есть озерцо или речка, то полив становится еще и дешевым, если купить мотопомпу. Так, например, той же белокочанной капусты со стандартного сельского огорода в 50 соток можно собрать от 35 до 50 тонн, красной столовой свеклы – от 40 до 50 тонн, моркови – от 30 до 40 тонн в зависимости от количества поливов. При сегодняшних ценах сумма от реализации овощей получается внушительная. Если обработать семьей один гектар доход получается около миллиона рублей. Осенью 2021 года закупочные цены были такие: капуста – 15 рублей, свекла – 30, морковь – 35, картофель – 25 рублей.

Наиболее выгодно выращивать чеснок. Культура неприхотливая, но на удивление в магазинах в основном чеснок китайский. А ведь наш чеснок имеет высокие показатели по органолептическим свойствам. В период эпидемий он оказывает профилактическое действие в борьбе с вирусами. Используются, как правило, озимые сорта, яровые в меньшей степени. Урожайность от 8 до 10 тонн с одного гектара при цене 400 рублей за килограмм. Затраты на посев и обработку одного гектара с покупкой дорогостоящего посевного материала не превышают 400 тысяч рублей. Маржинальность высокая. Обрабатывая семьей два огорода, на вахты людям можно уже не ездить. И с прополкой этих огородов сегодня проблема не стоит, так как современные гербициды эту мучительную процедуру отменили.

Когда расцветут сады…

И последнее направление работы в сельском хозяйстве, на которое я хотел бы обратить внимание, – это садоводство. В минсельхозе есть программа финансирования садоводства. Возмещается 30% затрат на разбивку сада, но эта программа эффективно работает только для действующих садоводств. Если предприниматель начнет сад с нуля, то эта сумма ему не поможет. Сад посадить мало, за ним до первого урожая нужно ухаживать и содержать рабочих 5–7 лет. На какие средства это делать и на что жить самому все это время? А на фоне постоянного роста цен на импортные фрукты нужно позаботиться о самообеспечении. Все мы помним из детства яблочное пюре и компот из сухофруктов. Так вот, любимое с детского сада яблочное пюре, яблочный сок и компот делали из мелких яблочек (полукультурки). Такие яблоньки имеют высокую урожайность, устойчивы к морозам, у них реже ломаются ветки под весом зреющего урожая. Эти сорта достаточно сладкие. Есть специальные соковые сорта. Есть поздние сорта для длительного хранения. Плоды поздних сортов при определенных условиях хорошо хранятся до весны. Очень востребованы и черная смородина, малина, садовая земляника, вишня. Плоды и ягоды в морозильных камерах хорошо хранятся от сезона до сезона.

Пожалуй, в лидеры по доходности в садоводстве я бы вывел жимолость и облепиху. Жимолость – это первая ягода в сезоне и, пожалуй, единственная культура, не требующая никакой химобработки. Все, что надо для хорошего плодоношения этого кустарника, – атмосферная влажность. Любой сельчанин знает, где чаще всего в его селе стоит туман. Вот это и есть место для жимолости. Урожайность – примерно 7 тонн с гектара. Закупочная цена в районе 300 рублей за килограмм. Период плодоношения сада – около 10 лет, а плодоносить начинает саженец в возрасте 4 лет. Ну и наша сибирская красавица облепиха. Совсем неприхотливое дерево. Морозов и грызунов не боится. Любит грунтовую воду. Плодоносить начинают семилетние саженцы. Период плодоношения 20 лет. В химической обработке нуждается редко, только когда нападает облепиховая муха. Но это бывает не каждый год. Урожайность с гектара до 25 тонн. Закупочная цена 90 рублей за килограмм.

Спрос есть – нужно предложение

Доход от тех же облепихи с жимолостью может обеспечить даже не отдельно взятые семьи, а целые поселки. Нашу продукцию, экологически чистую и полезную, люди покупали бы охотно. Спрос есть, а предложение создать, к сожалению, возможности нет. Аксиома про спрос, рождающий предложение, давно опровергнута реалиями нашей жизни. Где же взять инвестиционный кредит для развития? Разбив сад жимолости или облепихи, нужно без прибыли работать от 4 до 7 лет, вкладывать силы и средства в уход за садом. Кто без помощи государства сможет начать такое полезное и нужное дело? Увы, банкам такие инвестиции совсем не интересны. Ждать своей ростовщической прибыли по 5–7 лет, пока вырастет корова или облепиховый сад, они не будут.

Животноводство, овощеводство и садоводство – это те направления в сельском хозяйстве, которые могут обеспечить работой и достатком жителей села, развить новые виды фермерства, открыть новые направления в пищевой промышленности, запустить новые производственные цепочки с высокой добавленной стоимостью, наконец, накормить россиян качественной и полезной для здоровья едой. Все это сделать не только можно, но и необходимо, так как санкционное давление на нашу страну только усиливается. Нам нужно производить свои продукты и быть независимыми от поставок из-за границы. Здесь-то и нужна поддержка со стороны государства, чтобы дать старт этому движению.

Если государство не примет меры по инвестированию в животноводство, овощеводство и садоводство, то село так и будет находиться в упадке, а городские жители так и будут питаться редисом из Израиля, картофелем из Египта, яблоками из Польши и говядиной из Аргентины.

Вячеслав ЛАПТЕВ, г. Барнаул

Назад ко всем новостям

Не найдено рубрик для подписки.

Материалы по теме

Защитим историческую память народа!
19 апреля 2024
Мария Прусакова: Отдайте уже людям «милостыню природы»!
19 апреля 2024
Декоммунизация шагает по Алтаю
17 апреля 2024
Ленин и космос
12 апреля 2024
Алкогольное лобби побеждает?
10 апреля 2024
Павловчане обратились к губернатору. Что дальше?
8 апреля 2024
Итоги президентских выборов подвели на бюро крайкома
5 апреля 2024
Ситуация с паводком в Алтайском крае
3 апреля 2024
Вопросы к ежегодному отчету Губернатора
2 апреля 2024
Фракция. Как прошла самая долгая сессия АКЗС
2 апреля 2024