Где же выход из капиталистического лабиринта?

В начале 2022 года по 24-му каналу показывали обзор годовых передач «Бесогона» Никиты Михалкова, а также документальный фильм о распаде Советского Союза. Тематика этих эфиров в высшей степени актуальная, животрепещущая, но не для обывателя или современного мещанина, а тем более для крупного или среднего предпринимателя, коих сегодня считают «героями нашего времени».

Я всего лишь бывший учитель литературы, то есть по современным меркам человек с нулевой оценкой в обществе. А общество, по моим впечатлениям, находится в плотной паутине мещанства и обывательщины. Но русская, советская и мировая литература, с которой мне приходилось общаться по роду своей деятельности, сеяла в душах людей «разумное, доброе, вечное». Увы! Вышеупомянутые «герои нашего времени», осуществляя свою диктатуру в обществе и государстве, на первый план поставили наживу, потребительство и самые низменные моральные и нравственные принципы, если их можно назвать принципами. Миром сегодня правят гоголевские Чичиковы, бальзаковские Гобсеки, а на телевидении, основном источнике информации для обывателя, господствует хлестаковщина. Оценка гоголевским Собакевичем муниципальных чиновников XIX века благополучно перекочевала в наш век: «…это все мошенники, весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: прокурор, да и тот, если сказать правду, свинья».

В михалковских «Бесогонах» действительно отражены ужасающие факты разграбления, распродажи и разбазаривания советского промышленного и военного потенциала. Очень верно дана оценка предательской деятельности Ельцина. И мы хотим, чтобы нас уважал Запад? Очень верна оценка «Ельцин-центра», возведенного за большие бюджетные деньги, где теперь ежедневно унижается наша страна и наша история.

С одной стороны, Никита Михалков как бы раскрывает многим глаза. Посмотрите, мол, какой беспредел вершился в 1990-е годы. И за это хочется отдать ему должное. Но беда в том, что и сам Михалков в те же 1990-е и попозже многое сделал для подрыва могущества нашей великой державы. Именно в эти годы он полностью поддерживал Ельцина. Его фильмы «Утомленные солнцем» и «Солнечный удар» были направлены против советской эпохи, которая представлялась в искаженном, угодническом по отношению к ельцинистам плане. Двойственная суть Михалкова проявилась и в «Бесогоне», вышедшем накануне сентябрьских выборов, когда он откровенно выступал против КПРФ, в поддержку незыблемости власти «Единой России».

Что касается политических шоу, соловьевские «Вечера», «Место встречи» А. Норкина и «Время покажет» на первом канале, то главной отличительной чертой их является угодничество в адрес единороссовских концепций современности, то есть восхваление власти во всех ее ипостасях. Правда, иногда К. Шахназаров, С. Кургинян, Сатановский высказывали диссидентские мысли, но последних двух давно не видно на телевидении, они явно не вписались в заданный политический вектор. Хотя К. Шахназаров все еще витийствует со своим своеобразным пониманием марксизма, суть которого – «и нашим, и вашим».

Интересно, но самым бескомпромиссным завсегдатаем соловьевских «Вечеров» является израильтянин Яков Кедми. Его оценка Сталина, большевиков, советской эпохи выглядит не только смелой, но и достаточно верной. Он рубит правдуматку так, что единороссовские подпевалы слушают его с ненавидящими каменными лицами, потому что им нечего возразить.

Сам Кедми родом из СССР, возглавлял разведку Израиля и много вреда принес своей бывшей родине. Но честное признание врага, как известно, порой дороже липового друга. У. Черчиль, Ш. де Голль были ярыми антисоветчиками, но их высокая оценка Сталина делает им честь. Они умели ценить своих противников.

Постоянно смотрю YouTube. Там полно антисоветчиков, но много и умных, интересных авторов: Е. Спицин, А. Фурсов, К. Семин, И. Шишкин и многие другие. Очень интересны «Уроки русского» писателя З. Прилепина. В них автор затрагивает самые сложные и злободневные темы. Из тех «уроков», которые я посмотрел, я не нашел ничего антисоветского. Все вроде бы честно и справедливо. Единственное, что я у него не одобряю, так это его повесть «Обитель», по которой поспешили снять, по сути, антисоветский фильм. Как патриоту, ему бы стоило дружить с КПРФ. Но, – увы…

А что же мы? Учителя, врачи, культработники, рабочий класс, наконец. Те, которые должны объединиться, но почему-то не объединяются. Почему? Этот вопрос – «закорюка из закорюк». На него дали ответ В. Маяковский в стихотворении «О дряни» и, как ни странно, Ф.М. Достоевский. Вот что писал великий русский мыслитель: «Все собственники или хотят быть собственниками». Рабочие «тоже все в душе собственники. Весь идеал их в том, чтобы быть собственниками и накопить как можно больше вещей: такая уж натура. Натура даром не дается. Все это веками взращено и веками воспитано. Провозгласили: «Свобода, равенство и братство!». Свобода. Какая свобода? Одинаковая свобода всем делать все что угодно в пределах закона. Когда можно делать все что угодно? Когда имеешь миллион. Дает ли свобода каждому по миллиону? Нет. Что такое человек без миллиона? Человек без миллиона есть не тот, который делает все что угодно, а тот, с которым делают все что угодно». Как известно, Достоевский не был марксистом, но этот вывод трудно считать немарксистским. Китайские коммунисты, вероятно, учли эту суть общественного устройства, и теперь мы знаем, где Китай, а где мы.

В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» есть сцена, взятая один к одному из Библии, о суде над Иисусом Христом (у Булгакова – Иешуа Га-Ноцри). Понтий Пилат, римский наместник Иудеи, в душе сострадает Иисусу, но его предали первосвященники и возбудили толпу. Пилат, обращаясь к народу, предлагает освободить Христа, но в ответ слышит рев толпы: «Распни его!». Христа распяли, а на волю отпустили убийцу Варравана. Еще один символический эпизод из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Смелый Данко выводит народ из мрачного леса, освещая путь людям факелом из своего пылающего сердца. А когда люди вышли на ясный широкий простор, Данко упал замертво. Его сердце еще горело, но кто-то неосторожный наступил на него и загасил. Не так ли и у нас сегодня распинают или наступают на сердце тем, кто хочет помочь людям?

Мы возмущаемся, как так украинский народ, где треть русскоговорящих, пошел за бандеровцами, и теперь на Донбассе русские убивают русских? Почему мы совершенно разучились объединяться, солидаризоваться, в то время как всякого рода либералы и нацисты, националисты умеют это делать? Разве, когда у нас повысили возраст выхода на пенсию, народ объединился? Увы, нет. Для большинства это был жалкий одиночный лепет на кухне, да и то «тоньше писка». «А кто его услышит, разве жена, да и то, если не на базаре». Разве учителя литературы сплотились, когда из школьной программы убирали «Молодую гвардию» Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Полевого и т.д., а взамен втюрили «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицина, в котором он оправдывал и бандеровцев, и власовцев?

Часто в случайных дискуссиях можно услышать рассуждения, что нет сейчас настоящих коммунистов и руководителей, равных Ленину и Сталину. Вот подай нам таких, тогда и мы пойдем за ними. Опять же ссылаюсь на Маяковского: «Бился о Ленина темный класс, тек от него в просветленье. И, обданный силой и мыслями масс, с классом рос Ленин». А если кругом обыватели и мещане, откуда взяться Ленину?

Павел ПОНОМАРЕНКО, Кулундинский район

Назад ко всем статьям
Подписывайся на свежие материалы

Отправляя данные вы соглашаетесь сПолитикой конфиденциальности