Что же такое марксизм?

В память об Александре Викторовиче Лобанове публикуем статью из его работы «Современный взгляд на марксизм» («Голос труда» № 18 от 4 мая 2018 года).

В основе марксизма стоит человек. Именно свободная, прежде всего – свободно мыслящая и свободно чувствующая личность составляет стержень, нерв всего написанного Марксом и Энгельсом.

Лениным – тоже, но у него акцент несколько смещен: личность должна подчинить себя дисциплине в условиях борьбы за освобождение мира, самоограничить свою свободу ради свободы для всех.

Для большинства традиционных мировоззрений и философских систем человек ценен не сам по себе, а в виде какой-то функции, как придаток к чему-то вне человека существующему, но жизнь человека определяющему.

Для либерализма, если отбросить шелуху слов об общечеловеческих ценностях, человек определяется как собственник; для национализма ценность человека определяется принадлежностью к тому или иному этносу, наша официальная советская идеология ценила человека как гражданина, как винтик в государственной машине, в патриархальном обществе человек был человеком только в рамках семьи и общины, для религии человек существует лишь как подобие, отображение бога.

Марксизм же предусматривает возвращение человека к себе из тисков государства, частной собственности, национальности, религии, семьи.

Но есть и другие философские системы, экзистенциализм, например, ставящие ту же цель. Но отличие в том, что все иные системы ищут свободу человека внутри человека, тогда как марксизм утверждает, что человек раскрывается как личность только в обществе и отдельно, сам по себе, изолированно существовать не может, во всяком случае, как личность, а не как биологический организм.

А посему возможность возвращения человека к самому себе, возможность освобождения заключается в освобождении, очеловечивании человеческого общества, как бы странно это ни звучало.

Но что же это значит – преодоление отчуждения человека от самого себя и почему для этого необходимо переустройство общества?

Да потому что ныне в отношениях людей друг к другу нет, да и не может быть полной искренности за исключением отдельных, наиболее эмоционально насыщенных моментов.

С раннего детства человека ограничивают, одергивают в проявлениях естественных человеческих чувств: «ты это что, простофиля, всем докладываешь, что дома делается?», «понимаю, друзья, подруги, но что ты кого попало домой водишь, мы что, на всех готовить должны?» – встала перед маленьким человеком и людьми первая стена – семья. Начинает подрастать и слышит: «это человек не нашего круга», «эти черномазые», или «лимита проклятая» – воздвигаются национальные и классовые перегородки, которые изначально не дадут увидеть в человеке человека, а только его этнические и социальные одежды. И даже внутри семьи на человека давит собственность, разрушает естественные чувства духовной близости. И вот уже измученная бытом жена начинает тихо ненавидеть «дорогого супруга» за неумение достать средства и наладить жизнь на уровне «людей их круга», а муж прячет заначку и мечтает хоть ненадолго удрать от семьи – к другой ли женщине, к бутылке ли.

И вот уже дети ждут не дождутся, когда их родители покинут сей мир, оставив, их наследниками если не крупного состояния, то хотя бы квартиру, дележка которой сделает их злейшими врагами.

А возьмем государство, исполнение долга перед которым заставляет человека совершать поступки, в обычной жизни именуемые преступлениями.

Словом, все люди в той или иной мере друг другу чужие, и чем старше человек становится, тем больше нарастает это отчуждение.

Но если человек может выразить себя как человека только в общении с другими людьми, значит, он отчуждается от своей человеческой сущности, в какой-то мере, становится чужим самому себе.

Вот и стоит современный человек, облачившись в тулуп государственности, пододев под него телогрейку национальности, напялив костюм своего класса и нательное белье семьи, согнувшись под грузом частной собственности (или гнетом нищеты, то есть чужой частной собственности), стоит и сам себя не ощущает. Но призывать сейчас освободиться от всех этих напластований – все равно что раздеть человека в сорокаградусный мороз. Конечно, человеку без одежды здоровее, тело дышит свободнее, но... Это когда нет холода, сырости и ничего царапающего, будь то колючки кустов или чужие взгляды.

Назад ко всем новостям

Не найдено рубрик для подписки.

Материалы по теме

Коммунисты Алтайского края обсудили задачи КПРФ по сплочению антифашистских сил
31 августа 2024
Прощайте, Владимир Николаевич!
30 августа 2024
Депутаты КПРФ приняли участие в 32-й сессии краевого парламента
30 августа 2024
Кампания Матиаса Деница набирает обороты
23 августа 2024
Прощайте, Александр Викторович!
22 августа 2024
Новый выпуск «Голоса труда» готов к распространению
20 августа 2024
«Руки прочь от YouTube»
14 августа 2024
Депутат Госдумы Мария Прусакова приняла участие в митинге в Чарышском округе
12 августа 2024
Алтайские комсомольцы приняли участие в Байкальской школе
5 августа 2024
Коммунисты Хабарского района провели «Зарницу»
29 июля 2024