Курьеры - не рабы!

Интервью для газеты "Голос труда" с работником службы доставки.

В эпоху бесконтактных покупок и виртуальных магазинов доставка начинает играть важную роль в торговых процессах. На первый план выходят курьеры, в жару и в мороз, они доставляют товары всем группам населения. Уже сегодня сложно представить свою жизнь без них, мы моментально получаем лекарства, еду и товары благодаря их труду.

Сегодня наш собеседник — сотрудник одной из крупных служб доставки. В своем интервью он рассказал нам: кто они, как зарабатывают на жизнь и какие есть трудности в работе курьера. Наш собеседник пожелал остаться анонимным, но мы надеемся, что его услышат многие!

- Как давно ты работаешь в службе доставки, где работал раньше и почему выбрал работу курьера?

- Я работаю курьером с мая этого года. До того, как ушёл в доставку, работал оператором в коллцентре. Поначалу я работал в "Яндекс" и "Деливери" ("Яндекс.Еда" и "Delivery Club" - прим. авт.), позже перешел в "Самокат".

Решил совмещать "Самокат" и "Яндекс", но быстро понял, что в "Самокат" лучше и до сих пор работаю в этой компании. Я стал курьером, потому что мне срочно нужны были деньги и решил пойти в доставку. Других вариантов быстро заработать у меня не было. Да и в целом я подвижный человек — мысль кататься на велосипеде и получать за это деньги выглядела весьма привлекательной.

- Какие условия и график в разных организациях? Где лучше условия?

- График почти везде удобный. Наприер, в "Яндекс" график выставлялся мною на неделю вперёд. Далее, его могли подтвердить, либо не подтвердить, либо скорректировать, добавив или отняв несколько часов.

Я мог выходить на работу и внепланово, когда было время. В "Деливери" график проставлялся на 3 дня вперед, но необходимо было отработать минимум 32 часа в неделю.

В "Самокат" есть возможность составить свой график примерно на 1,5 недели вперёд. В целом график гибкий, возможно подмениться, отдав свою смену другому курьеру.

- Как построена твоя работа?

- Смена в "Яндекс" или "Деливери" начинается у одного из рекомендованных торговых центров, откуда ты получаешь заказ. Потом отправляешься в нужный ресторан, забираешь заказ и доставляешь человеку. Затем рекомендуется вернуться в торговый центр, потому что так вероятнее всего ты получишь следующий заказ. Программа отслеживает твоё местоположение и распределяет заказы. Слышал, что курьеров иногда выгоняет из торовых центров, когда зимой они ждут заказ, например, на футкорте или в кафе. Но со мной такого не было.

В "Самокат" есть сеть складов с товарами, где заказ собирает специальный человек. Он отдаёт тебе специальную сумку, которую ты везешь клиенту. В целом условия здесь намного лучше, чем в других компаниях: есть чайник, микроволновка, даже холодильник, если нет заказов, то можно устроить перерыв на обед.

- "Самокат" совсем недавно появился на рынке?

- Не совсем. Компании уже около трех лет, но расширяться она начала в период пандемии. У нас она появилась в июне 2021 года. Они создают условия лучше, чем в "Яндекс" и поэтому многие охотней идут работать туда.

- Ты учишься сейчас? Удобно ли тебе совмещать учебу с работой?

- Да, вполне, но я учусь заочно. Есть и такие, кто учится очно, они работают несколько раз в неделю, по 4-6 часов.

- Есть ли у вас какие-то социальные гарантии: больничный, отпуск?

- Везде, где мне приходилось работать, я оформлялся как самозанятый. Также и здесь: мы заключаем договор, но по нему у нас нет права на оплачиваемый отпуск, больничный, как у тех, кто работает по трудовому договору. Интересно и то, что в "Самокат" курьеры устроены из разных компаний, поэтому ставка за одну и ту же работу у всех разная. Она зависит от статуса компании, в основном это кадровые агентства, которые просто ищут сотрудников и выдают велосипед на условиях аренды или под выкуп.

- Какие существуют наказания и поощрения в разных компаниях?

- В "Яндекс" могут давать премии за объемы работы и погодные условия. Но есть и штрафы за опоздания к клиенту или в ресторан. За каждую минуту опоздания в ресторан придется заплатить 2 рубля, за невыход - 75 рублей в час.

- Какой самый большой штраф можно получить?

- Если ты заранее нажмешь кнопку о прибытии, то штраф составить 125 рублей.

В "Самокат" пока нет штрафов. Но при использовании велосипеда, который не принадлежит компании, выпишут штраф в размере 5000 рублей. Этот штраф могут переложить на тебя. В "Самокат" твой заработок не зависит от объёма работы, но бонусы иногда бывают. Например, летом люди заказывали арбузы, и за каждый доставленный арбуз можно было получить 50 рублей сверх ставки.

- Где лучше всего платят? Оплачиваются ли переработки и есть ли вообще такое понятие у курьеров?

 - Так как на нас не распространяется Трудовой кодекс, то все часы, включая дополнительные, нам оплачиваются одинаково. По деньгам лучше всего выходит в "Самокат", потому там стабильная и довольно высокая ставка. А в "Яндекс" все зависит от объёма работы. Там довольно запутанная система, но минимальная ставка - 110 рублей в час.

- Кто в основном идет работать курьером?

- В основном это мужчины, чей средний возраст примерно 20 лет, часто это студенты.

- Оплачиваются ли расходы на проезд?

- Нет, нигде, кроме "Яндекс" проезд не оплачивают.

- Кто в основном заказывает еду? Бывает ли, что заказы отменяют?

- Один раз в "Яндекс" было такое. Отмененный заказ в "Яндекс" не компенсируют. А в "Самокат" - фиксированная ставка, поэтому даже если заказ отменят, то я ничего не потеряю. Еду и товары в "Самокат" заказывают самые разные люди, иногда это инвалиды или дети от 8 лет. В "Яндекс" в основном люди 20-40 лет.

- Какие недостатки есть в этой сфере?

- У курьеров очень скромная зарплата, но при этом штрафы и тяжёлые условия труда. Мы доставляем заказы в жару и в мороз. Часто работодатель не доплачивает за погодные условия.

В "Яндекс" и "Деливери", например, ты обязан привезти заказ, иначе придется заплатить штраф 1000-1500 рублей. Относительно высокая ставка в "Самокат" компенсируется тем, что мы выполняем самые разные функции: когда нет заказов, то мы — промоутеры, идём раздавать листовки. Иногда моем полы после смены, а иногда приходится разгружать фуры с товаром.

- Как ты считаешь, можно ли отнести курьеров к пролетариату? Есть ли у вас какие-то формы организации? Бывают ли конфликты с работодателем?

 - Да, кончено, курьер — это пролетарий, потому что он живет исключительно за счет продажи своего труда. Пока я не слышал о конфликтах с руководством компании. Но никакой самоорганизации у нас пока нет, поэтому, возможно, я просто об этом не знаю. Существуют специальные чаты, которые курьеры создают для общения и обмена информацией, где нет сотрудников администрации.

- Есть ли какие-то перспективы к самоорганизации?

- Да, есть. Все курьеры могут легко найти контакт друг с другом, чтобы искать пути взаимодействия и самоорганизации в профсоюз. Сейчас такая структура уже существует в Москве среди сотрудников "Деливери" — профсоюз "Курьер". Это необходимо и нам, тогда мы могли бы потребовать, для начала, заключать с нами нормальные трудовые договоры и ликвидировать штрафы. Доказать, что мы не рабы и нуждаемся в нормальных условиях труда!

- Насколько курьеры — это большая масса людей сейчас?

- На "Самокат" сейчас работает около 350 курьеров по всему городу. Сколько на "Яндекс" и "Деливири", точно не могу сказать, но намного меньше, возможно, 50-100 человек.

Курьерам, как и другим работникам, нужен профсоюз и это очевидно. Нельзя добиться достойных условий труда без организации, способной выставить внятные требования и отстоять права работников. Люди, которые 24 часа 7 дней в неделю трудятся для обеспечения прибыли корпораций, не имеют даже элементарных социальных гарантий и безопасных условий труда. "Яндекс.Еда" и "Самокат" принадлежат гигантам рынка — "Яндексу" и "Сбербанку" соответственно. Работникам необходимо прямо сейчас создавать разные формы организации на всех уровнях и во всех отраслях, иначе их положение будет становиться все хуже, а эксплуатация только усилится.

Беседовал Павел Кузнецов

Назад ко всем новостям
Подписывайся на свежие материалы

Отправляя данные вы соглашаетесь сПолитикой конфиденциальности

Материалы по теме

Росстат: Меньше стали доступны 16 видов продовольственных товаров
18 января 2022
К чему привел запрет забоя скота в личных подворьях
17 января 2022
Юрий Афонин: Большинство населения России живёт беднее, чем население РСФСР более 30 лет назад
13 января 2022
Социологические итоги 2021: проблемы набухают, доверие к общественным институтам и лидерам падает
10 января 2022
Регион в числе отстающих по росту доходов
24 декабря 2021
«Свободная пресса»: У российских пенсионеров стащили триллионы рублей
14 декабря 2021
«ЕР» в Госдуме не поддержала отмену повышения пенсионного возраста
9 декабря 2021
Законопроекты о QR-кодах разобщили медиков?
6 декабря 2021
4 ноября — День фейкового единства
4 ноября 2021
Истерика на заданную тему
3 ноября 2021