Курьеры - не рабы!

Интервью для газеты "Голос труда" с работником службы доставки.

В эпоху бесконтактных покупок и виртуальных магазинов доставка начинает играть важную роль в торговых процессах. На первый план выходят курьеры, в жару и в мороз, они доставляют товары всем группам населения. Уже сегодня сложно представить свою жизнь без них, мы моментально получаем лекарства, еду и товары благодаря их труду.

Сегодня наш собеседник — сотрудник одной из крупных служб доставки. В своем интервью он рассказал нам: кто они, как зарабатывают на жизнь и какие есть трудности в работе курьера. Наш собеседник пожелал остаться анонимным, но мы надеемся, что его услышат многие!

- Как давно ты работаешь в службе доставки, где работал раньше и почему выбрал работу курьера?

- Я работаю курьером с мая этого года. До того, как ушёл в доставку, работал оператором в коллцентре. Поначалу я работал в "Яндекс" и "Деливери" ("Яндекс.Еда" и "Delivery Club" - прим. авт.), позже перешел в "Самокат".

Решил совмещать "Самокат" и "Яндекс", но быстро понял, что в "Самокат" лучше и до сих пор работаю в этой компании. Я стал курьером, потому что мне срочно нужны были деньги и решил пойти в доставку. Других вариантов быстро заработать у меня не было. Да и в целом я подвижный человек — мысль кататься на велосипеде и получать за это деньги выглядела весьма привлекательной.

- Какие условия и график в разных организациях? Где лучше условия?

- График почти везде удобный. Наприер, в "Яндекс" график выставлялся мною на неделю вперёд. Далее, его могли подтвердить, либо не подтвердить, либо скорректировать, добавив или отняв несколько часов.

Я мог выходить на работу и внепланово, когда было время. В "Деливери" график проставлялся на 3 дня вперед, но необходимо было отработать минимум 32 часа в неделю.

В "Самокат" есть возможность составить свой график примерно на 1,5 недели вперёд. В целом график гибкий, возможно подмениться, отдав свою смену другому курьеру.

- Как построена твоя работа?

- Смена в "Яндекс" или "Деливери" начинается у одного из рекомендованных торговых центров, откуда ты получаешь заказ. Потом отправляешься в нужный ресторан, забираешь заказ и доставляешь человеку. Затем рекомендуется вернуться в торговый центр, потому что так вероятнее всего ты получишь следующий заказ. Программа отслеживает твоё местоположение и распределяет заказы. Слышал, что курьеров иногда выгоняет из торовых центров, когда зимой они ждут заказ, например, на футкорте или в кафе. Но со мной такого не было.

В "Самокат" есть сеть складов с товарами, где заказ собирает специальный человек. Он отдаёт тебе специальную сумку, которую ты везешь клиенту. В целом условия здесь намного лучше, чем в других компаниях: есть чайник, микроволновка, даже холодильник, если нет заказов, то можно устроить перерыв на обед.

- "Самокат" совсем недавно появился на рынке?

- Не совсем. Компании уже около трех лет, но расширяться она начала в период пандемии. У нас она появилась в июне 2021 года. Они создают условия лучше, чем в "Яндекс" и поэтому многие охотней идут работать туда.

- Ты учишься сейчас? Удобно ли тебе совмещать учебу с работой?

- Да, вполне, но я учусь заочно. Есть и такие, кто учится очно, они работают несколько раз в неделю, по 4-6 часов.

- Есть ли у вас какие-то социальные гарантии: больничный, отпуск?

- Везде, где мне приходилось работать, я оформлялся как самозанятый. Также и здесь: мы заключаем договор, но по нему у нас нет права на оплачиваемый отпуск, больничный, как у тех, кто работает по трудовому договору. Интересно и то, что в "Самокат" курьеры устроены из разных компаний, поэтому ставка за одну и ту же работу у всех разная. Она зависит от статуса компании, в основном это кадровые агентства, которые просто ищут сотрудников и выдают велосипед на условиях аренды или под выкуп.

- Какие существуют наказания и поощрения в разных компаниях?

- В "Яндекс" могут давать премии за объемы работы и погодные условия. Но есть и штрафы за опоздания к клиенту или в ресторан. За каждую минуту опоздания в ресторан придется заплатить 2 рубля, за невыход - 75 рублей в час.

- Какой самый большой штраф можно получить?

- Если ты заранее нажмешь кнопку о прибытии, то штраф составить 125 рублей.

В "Самокат" пока нет штрафов. Но при использовании велосипеда, который не принадлежит компании, выпишут штраф в размере 5000 рублей. Этот штраф могут переложить на тебя. В "Самокат" твой заработок не зависит от объёма работы, но бонусы иногда бывают. Например, летом люди заказывали арбузы, и за каждый доставленный арбуз можно было получить 50 рублей сверх ставки.

- Где лучше всего платят? Оплачиваются ли переработки и есть ли вообще такое понятие у курьеров?

 - Так как на нас не распространяется Трудовой кодекс, то все часы, включая дополнительные, нам оплачиваются одинаково. По деньгам лучше всего выходит в "Самокат", потому там стабильная и довольно высокая ставка. А в "Яндекс" все зависит от объёма работы. Там довольно запутанная система, но минимальная ставка - 110 рублей в час.

- Кто в основном идет работать курьером?

- В основном это мужчины, чей средний возраст примерно 20 лет, часто это студенты.

- Оплачиваются ли расходы на проезд?

- Нет, нигде, кроме "Яндекс" проезд не оплачивают.

- Кто в основном заказывает еду? Бывает ли, что заказы отменяют?

- Один раз в "Яндекс" было такое. Отмененный заказ в "Яндекс" не компенсируют. А в "Самокат" - фиксированная ставка, поэтому даже если заказ отменят, то я ничего не потеряю. Еду и товары в "Самокат" заказывают самые разные люди, иногда это инвалиды или дети от 8 лет. В "Яндекс" в основном люди 20-40 лет.

- Какие недостатки есть в этой сфере?

- У курьеров очень скромная зарплата, но при этом штрафы и тяжёлые условия труда. Мы доставляем заказы в жару и в мороз. Часто работодатель не доплачивает за погодные условия.

В "Яндекс" и "Деливери", например, ты обязан привезти заказ, иначе придется заплатить штраф 1000-1500 рублей. Относительно высокая ставка в "Самокат" компенсируется тем, что мы выполняем самые разные функции: когда нет заказов, то мы — промоутеры, идём раздавать листовки. Иногда моем полы после смены, а иногда приходится разгружать фуры с товаром.

- Как ты считаешь, можно ли отнести курьеров к пролетариату? Есть ли у вас какие-то формы организации? Бывают ли конфликты с работодателем?

 - Да, кончено, курьер — это пролетарий, потому что он живет исключительно за счет продажи своего труда. Пока я не слышал о конфликтах с руководством компании. Но никакой самоорганизации у нас пока нет, поэтому, возможно, я просто об этом не знаю. Существуют специальные чаты, которые курьеры создают для общения и обмена информацией, где нет сотрудников администрации.

- Есть ли какие-то перспективы к самоорганизации?

- Да, есть. Все курьеры могут легко найти контакт друг с другом, чтобы искать пути взаимодействия и самоорганизации в профсоюз. Сейчас такая структура уже существует в Москве среди сотрудников "Деливери" — профсоюз "Курьер". Это необходимо и нам, тогда мы могли бы потребовать, для начала, заключать с нами нормальные трудовые договоры и ликвидировать штрафы. Доказать, что мы не рабы и нуждаемся в нормальных условиях труда!

- Насколько курьеры — это большая масса людей сейчас?

- На "Самокат" сейчас работает около 350 курьеров по всему городу. Сколько на "Яндекс" и "Деливири", точно не могу сказать, но намного меньше, возможно, 50-100 человек.

Курьерам, как и другим работникам, нужен профсоюз и это очевидно. Нельзя добиться достойных условий труда без организации, способной выставить внятные требования и отстоять права работников. Люди, которые 24 часа 7 дней в неделю трудятся для обеспечения прибыли корпораций, не имеют даже элементарных социальных гарантий и безопасных условий труда. "Яндекс.Еда" и "Самокат" принадлежат гигантам рынка — "Яндексу" и "Сбербанку" соответственно. Работникам необходимо прямо сейчас создавать разные формы организации на всех уровнях и во всех отраслях, иначе их положение будет становиться все хуже, а эксплуатация только усилится.

Беседовал Павел Кузнецов

Назад ко всем новостям
Подписывайся на свежие материалы

Отправляя данные вы соглашаетесь сПолитикой конфиденциальности

Материалы по теме

Пятилетка за три года
29 июля 2022
Специальный репортаж «За СССР»
28 июля 2022
Подсчитана численность среднего класса в регионах РФ
28 июля 2022
Бедных пенсионеров не бывает?
5 июля 2022
«Донбасс и мы»
5 июля 2022
О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием
30 июня 2022
К Дню памяти и скорби
22 июня 2022
ДЭГ уже в Сибири
17 июня 2022
Праздник политического кризиса
17 июня 2022
Олег Смолин: Образование - не услуга, учитель - не слуга
9 июня 2022