Самый молодой депутат Алтайского краевого Заксобрания – 23-летний Александр Волобуев устроился работать учителем географии в школу №10. Депутат рассказал «Комсомолке», каким ветром его занесло в школу, и что бы он в ней изменил.
– Александр, расскажите, как оказались в школе?
– Можно сказать, что случайно. Примерно год назад оставлял резюме, но тогда меня на работу не взяли, а спустя время в школу №10 потребовался учитель географии на замену. Устроился в начале ноября всего на одну четверть, пока не найдут постоянного учителя. Сейчас преподаю в 5-6 классах.
– В своем телеграм-канале вы написали, что будете делиться заметками о своей работе. Чем-то можете уже поделиться?
– Одно из наблюдений – нехватка хозяйственных расходных материалов. Я говорю о таких банальных вещах, как мыло и туалетная бумага. И это повсеместно. Понимаю, что вины школ тут нет, все зависит от финансирования, и школы вынуждены расставлять приоритеты – тратить деньги на техническое оснащение либо закупать хозяйственные и прочие расходные материалы.
– Что бы вы изменили в современной школе, будь у вас такие полномочия, кроме финансирования?
– Современным школам нужно больше интерактивности, новых технологий. На занятиях нужно использовать разные сервисы, есть очень много классных интернет-ресурсов по географии, интересные тесты. Если это предметы вроде биологии, химии, физики – то больше разнообразных опытов. Мне лично этого в школе не хватало, и интереса к изучению этих предметов практически не было.
Также на мой взгляд стоит подумать над тем, чтобы повысить ответственность учеников перед учителями и школой. Сейчас, к сожалению, некоторые ученики относятся к образованию как к праву, а к учителям как к прислуге (потребительское отношение). Я думаю, что стоит ввести систему наказаний тех учеников, которые нарушают дисциплину, проявляют неуважение к своим одноклассникам или педагогам. К примеру, применять меры взыскания такие как: отстранение от занятий, оставлять после уроков для выполнения каких-либо работ по школе, а злостных нарушителей отчислять из школы (с правом, конечно же, восстановления через некоторое время или в другом учебном заведении). Необходимо привить детям обязанность усваивать знания и учить их ответственности перед самим собой и перед окружающими.
– Какие вы используете фишки, чтобы детям было интереснее?
– Дети не любят делать конспекты, я больше стараюсь использовать диалог, вместе с ними рассуждать. Прошу выйти к карте, показать географические объекты. Вот только столкнулся с тем, что некоторые ученики не знают банальных вещей. То есть в старших классах уже должны знать где север, где юг и где какой океан… Но тут нет вины школьников, думаю, это системный пробел. Часто меняются учителя, у каждого свои требования, свои методики, и дети теряют интерес к изучению предмета в итоге.
– Что вам не понравилось в работе учителем?
– Не могу сказать, что есть что-то, что не понравилось именно в работе, скорее, то волнение, которое было в первый день, когда я пришел в класс. Волновался, как отреагируют дети, будут ли слушать. Могу сказать, что не нравится, что дети нарушают дисциплину, но и я когда учился нарушал.
– Как вас в итоге дети приняли?
– С интересом, найти общий язык удалось.
– Вы говорите, нарушают дисциплину, а как именно? Вейпы на уроках не курят, случайно?
– Нет, таких наглых нет, но да, в телефонах сидят, болтают. Не большинство, только некоторые, но к ним можно найти подход.
– Вам удалось его найти?
– Да, я оставлял их после уроков, разговаривал. У кого-то душевные проблемы, кто-то поссорился с родителями. Те, кто постоянно нарушают – им нужно помогать разобраться с их проблемами. Но не со всеми получилось, конечно.
– Ваш молодой возраст помогает находить общий язык с ними? Доверяют вам больше, может?
– Думаю, да. Младшие классы относятся в большей степени как к учителю, потому что разница в возрасте большая, а вот старшие могут и по имени называть и даже на «ты». Но это не мешает обучению, поэтому не страшно.
– Как дети отнеслись к тому, что вы депутат АКЗС, да еще и такой молодой?
– Некоторые с большим интересом. Бывает, что остаются после уроков и расспрашивают, как я стал депутатом, почему пошел в политику, и очень сильно удивляются, когда узнают, что зарплату мне не платят. У них один вопрос тогда: «А зачем вам это?». Я им объясняю, чем занимаются региональные депутаты, как все устроено.
– Вы сказали, что нарушали дисциплину, и как вам теперь в роли учителя, испытали на себе?
– Да… Отработав первую неделю, я понял, насколько глубокими должны быть извинения перед моими учителями за то, как мы себя вели. Помимо того, что учителю нужно дать новый материал, ему еще нужно всех успокоить. Как-то у меня было пять уроков, и в каждом классе нужно было навести порядок, дисциплину – под конец дня чувствовал себя выжатой тряпкой просто.
– С помощью чего дисциплину устанавливаете? Криками, наказаниями может какими-то? Вообще строгий вы учитель?
– Я просто прекращал вести урок, дети это замечали и успокаивались. Двойки выставляю только за невыполнение или неправильное выполнение заданий, но всегда даю возможность исправить оценки. Если какой-либо ученик неуспевающий, то крест на нем не ставлю.
– Вы достаточно лояльны к ученикам, а есть что-то что в них раздражает?
– Ну, не раздражает, но скорее мешает – это их гиперактивность. Особенно когда после физкультуры приходят заведенные, то приходиться менять план урока, потому что рабочего настроя у них нет.
– Как относитесь к полному запрету смартфонов на уроках?
– Думаю, что нужно подходить к этому вопросу дифференцировано. Если это до 9 класса – тогда запрет нужен, но после - имеет смысл использование телефонов разрешить. Ведь есть много заданий, где требуется перейти по ссылке, по qr-коду. Мы же в 21 веке живем. Ученикам можно рассказать, где они могут взять полезную информацию. Считаю, что чем старше ученик, тем нужно более доверительно к нему относиться в вопросах использования смартфонов в школе.
– Как относитесь к ЕГЭ?
– Мне лично было легко сдавать ЕГЭ, поскольку я не готовился именно к сдаче ЕГЭ, у меня багаж знаний был гораздо шире. Раньше готовили к экзамену и давали удочку, чтобы мы могли выловить знания, а сейчас ученикам сразу дают рыбку - они зубрят материал. На мой взгляд, стоит видоизменить ЕГЭ, дополнительно ввести экзамены в вузах, чтобы они могли проверить общие знания.
– За этот месяц работы в школе появилось желание продолжить работать учителем?
– Иногда проскальзывает такая мысль, но на днях я получил аванс – 6142 рубля, и это немного охладило мое желание.
– Что-то возьмете из опыта работы учителем? Может, законодательные инициативы какие-то выдвинете?
– Мысли есть, но в конкретные идеи еще не сформировались.
Для справки. Александр Волобуев родился в Барнауле в марте 2000 года. В 2018 году окончил школу №103, затем поступил в АлтГУ на географический факультет. В 2017 году вступил в молодежную общественную организацию «Ленинский комсомол». В 2020 году – в партию КПРФ. В 2021 году избран в Алтайское краевое законодательное собрание.
Анна Усик, «Комсомольская правда»